Авиабаза =KRoN=
 

Основные разделы

АвиаТОП

Ан-22 «Антей»


Военно-транспортный самолет Ан-22 предназначен для перевозки на большие расстояния тяжелой и крупногабаритной боевой техники и войск, а также для десантирования парашютным и посадочным способами воздушных десантов.

В начале 60-х годов опытное конструкторское бюро О.К.Антонова приступило к проектированию военно-транспортного самолета большой грузоподъемности Ан-22. 27 февраля 1965 г. летчик-испытатель Ю.Курлин совершил на нем первый полет. В октябре 1967 г. начались государственные испытания. В 1968 г. самолет Ан-22 поступил в серийное производство и в 1969 г. был принят на вооружение авиационных частей военно-транспортной авиации.

Конструктивные и компоновочные особенности

Аэродинамическая схема - цельнометаллический моноплан с верхним расположением свободнонесущего крыла, приподнятой хвостовой частью фюзеляжа и двухкилевым хвостовым оперением.

Особенностями конструкции самолета являются двухкилевое оперение, значительный вырез под грузовой люк размером 4,4х16 м, соосные винты с коэффициентом полезного действия, превышающим 90 %.

Фюзеляж представляет собой полумонокок с работающей обшивкой. Каркас фюзеляжа состоит из набора стрингеров, шпангоутов и балок. Обшивка выполнена из дюралюминиевых листов, толщиной 1,2-2,5 мм. По длине фюзеляж делится на четыре части: носовую, среднюю, хвостовую и законцовку. В носовой части размещается герметическая кабина экипажа и лиц, сопровождающих груз, в средней - герметическая грузовая кабина, в хвостовой - грузовой люк.

Ан-22 оснащен наклонным трапом-рампой, устанавливаемым на различных уровнях от земли до погрузочной эстакады или кузова грузового автомобиля, четырьмя тельферами грузоподъемностью по 2,5 т, что ускоряет и облегчает процессы загрузки и выгрузки независимо от наличия аэродромных средств.

Крыло - трапециевидной формы в плане, кессонного типа, делится на центроплан, четыре средние и две отъемные части. Центроплан и средние части состоят из трех лонжеронов, набора нервюр, верхних и нижних прессованных панелей. Средние части несут на себе двигатели и двухщелевые закрылки. Отъемные части двухлонжеронные с набором нервюр, верхней и нижней силовыми панелями. На отъемных частях размещены элероны с серворулями и сервокомпенсаторами.

Хвостовое оперение - свободнонесущее, двухкилевое. Силовой набор стабилизатора и каждого киля состоит из двух лонжеронов, нервюр и панелей. Руль высоты и каждый руль направления - однолонжеронные с нервюрами и химически фрезерованной обшивкой, имеют серворули.

Шасси самолета - трехопорное: две главных опоры и одна передняя нога. Каждая главная опора состоит из трех стоек с рычажной подвеской двух тормозных колес, амортизаторов, гидроцилиндров уборки и выпуска шасси. Передняя нога имеет амортизационную стойку, два тормозных колеса с рычажной подвеской, рулевой механизм и гидроцилиндр. Уборка и выпуск шасси, торможение колес главных опор, выпуск и уборка закрылков, поворот колес передней ноги осуществляются двумя гидросистемами.

Система управления шасси позволяет изменять давление в пневматиках, что делает возможным эксплуатацию не только с бетонированных ВПП, но и с грунтовых или заснеженных аэродромов первого класса.

Управление самолетом двойное, смешанное. В фюзеляже проводка тросовая, в крыле и хвостовом оперении - жесткая из дюралюминиевых тяг. В систему управления рулями и элеронами включены двухкамерные необратимые гидроусилители, автоматы загрузки с электромеханизмами триммерного эффекта и рулевые машины системы автоматического управления САУ-1Т. Высокая степень безопасности полета достигнута возможностью перехода на ручное серворулевое управление при отказе бустерной системы.

На самолете предусмотрено стояночное стопорение рулей, элеронов, закрылков и механизма поворота колес передней ноги.

Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя НК-12МА конструкции Н.Д.Кузнецова; четыре соосных флюгерных воздушных винта АВ-90; топливная система, состоящая из двадцати мягких баков и десяти топливных баков-отсеков, общая емкость 127619 л; масляная система каждого двигателя с баком емкостью 198 л; система нейтрального газа; противопожарное оборудование, вспомогательная газотурбинная установка.

Двигатель НК-12МА занесен в Книгу Гиннесса как самый мощный турбовинтовой двигатель в мире.

Оборудование самолета: приборное - приборы пилотажно-навигационные и контроля работы силовой установки; радиосвязное - четыре радиостанции различных диапазонов, СПУ-8, АРК-11, радиовысотометр РВ-4; электрооборудование - источники и потребители переменного и постоянного тока; высотное - система кондиционирования воздуха в гермокабинах; противообледенительная система - тепловая и электротермическая; десантно-транспортное и санитарное; бытовое оборудование.

Применение, участие в исторических событиях

В 1965 г. самолет Ан-22 был показан на международном авиационном салоне в Ле Бурже, получив там самые восторженные отзывы не только журналистов, но и специалистов.

В декабре 1965 г. экипаж летчика-испытателя И.Давыдова поднял Ан-22 с грузом 88103 кг на высоту 6600 м, установив в одном полете сразу 12 мировых рекордов. В общей сложности на Ан-22 было установлено 40 мировых рекордов.

Основное назначение самолета Ан-22 - выполнение десантно-транспортных операций. В грузовой кабине размещаются 151 десантник или 292 солдата, или 202 раненых.

Впервые самолеты Ан-22 широко применялись в ходе общевойсковых маневров "Двина" в марте 1970 г. В этом же году была доставлена гуманитарная помощь народу Перу, пострадавшему от землетрясения.

На Ан-22 доставляются нефтяникам и геологам в труднодоступные места Сибири такие грузы, как бульдозеры, экскаваторы, электростанции, мощные дизели, трубы. К наиболее важным операциям, выполненным с помощью Ан-22, относятся: оказание помощи Египту и Анголе, подвергшихся агрессии со стороны соответственно Израиля и ЮАР; доставка грузов после землетрясения в Чили и Армению; перевозка на внешней надфюзеляжной подвеске крупногабаритных элементов крыльев самолета "Руслан".

Более четверти века эксплуатируется "Антей" в частях военно-транспортной авиации. Опыт, накопленный за время его эксплуатации был использован при создании самолетов Ан-124 "Руслан" и Ан-225 "Мрия". До настоящего времени Ан-22 является единственным в мире самолетом, который способен с тяжелым грузом приземляться на грунтовые взлетно-посадочные полосы и взлетать с них. По транспортным возможностям Ан-22 превосходит Ил-76М в 1,4 раза.

Ан-22 № 03340209 находится в экспозиции музея ВВС в г.Монино. В музей на аэродром Монино этот самолет перегнал экипаж подполковника Боровских (войсковая часть, г.Иваново). Двигатели НК-12МА №№ Ф242А09, Ф822А06, Ф032А07, Ф212А03.

Катастрофы

В процессе эксплуатации Ан-22 «Антей» было потеряно 8 машин:

  1. 18 июля 1970 г. Ан-22 N02-07 (СССР-09307), командир экипажа майор А.Бояринцев, во время оказания интернациональной помощи народу Перу, пострадавшему от землетрясения, пропал над океаном через 47 минут после вылета из а/п Кефлавик. Причину его исчезновения так и не удалось установить.
  2. В декабре 1970 на Ан-22 N02-05 (СССР-09305) под управлением H.Скока через 40 минут после взлета из а/п Дакка (Индия) в полете выключились все 4 двигателя. Один из них удалось запустить, но при посадке в а/п Панагарх (Индия) Ан-22 перелетел на высоте 1 м почти всю ВПП (2200 м), сделал "козла", разрушился и сгорел. Причина - отрыв одной из лопастей винта, разрушившего проводку управления двигателями.
  3. В декабре 1976 г. в Сеще разбился Ан-22 N05-01, командир экипажа В.Ефремов. При выполнении полета с целью замера усилий в элементах проводки управления при чрезмерном отклонении рулей направления машина вошла в глубокое скольжение. Пытаясь не потерять высоту, командир взял штурвал "на себя", что привело к выходу на критические углы атаки и перевороту самолета.
  4. 8 июня 1977 г. на взлете в Сеще Ан-22 N04-05 на разбеге не оторвался от земли и врезался в лес. Экипаж не пострадал, но машина восстановлению не подлежала. Причина - не расстопорены рули перед взлетом.
  5. В июне 1980 г. при заходе на посадку в а/п Внуково на борту самолета N06-01 (командир В.Шигаев) возник пожар из-за "теплового разгона" аккумуляторных батарей. При сильном задымлении в кабине экипажу не удалось удержать машину на
    глиссаде, произошла посадка на сильно пересеченную местность до ВПП, самолет разрушился и сгорел. Погибли три члена экипажа, в т.ч. командир.
  6. 13 марта 1987 г. парк "Антеев" уменьшился еще на одну машину - при посадке в грозу и без подсветки полосы в а/п Аддис-Абебы (Эфиопия) была совершена грубая посадка (посадочная скорость 265 км/ч, вертикальная перегрузка 2.35), разрушена одна из левых основных стоек шасси, повреждены обтекатель шасси и крыло. После восстановления дальнейшая эксплуатация машины была признана нецелесообразной и 30 сентября машину перегнали своим ходом в Монино, где он стал экспонатом музея ВВС.
  7. 11 ноября 1992 г. погиб экипаж И.Мисютина на Ан-22 N06-10, выполнявший коммерческий рейс. При взлете машины, перегруженной более чем на 20 т, произошло сваливание на развороте при наборе высоты и машина рухнула на землю вблизи аэродрома Мигалово. Погибли 33 человека.
  8. В январе 1994 года там же, в Мигалово, разбился экипаж Ю.Кредина на Ан-22 N04-08. Hа взлете, не справившись с возникшим кренением, экипаж пытался аварийно посадить машину, но разбился в районе деревни Антоново. Предположительно, причиной крена явилось вовремя необнаруженное обледенение крыла.



Фотографии и схемы

Описание

Разработчик ОКБ О.К.Антонова
Обозначение Ан-22 «Антей»
Кодовое обозначение NATO Cock (Кок)
Тип тяжелый военно-транспортный самолет
Первый полет 27 февраля 1965 г.
Принят на вооружение 1969 г.
Экипаж, чел 5-6 (7)
Максимальное число мест, чел сопровождающих груз 29
солдат 290
раненых 206
парашютисты-десантники 151

Геометрические и массовые характеристики

Длина самолета, м 57,31
Размах крыла, м 64,4
Площадь крыла, м2 345
Высота, м 12,54
Габариты грузовой кабины, м 4.4 x 4.4 x 26.4
Длина грузовой кабины с рампой, м 32,7
Колея шасси, м 7,95
Масса взлетная, кг максимальная 226000
нормальная 205000
Масса, кг пустого самолета 118727
посадочная 183000
снаряженного самолета 120000
Коммерческая нагрузка, кг максимальная 60000
нормальная 40000
Запас топлива, «кг нормальный 60000 (43000)
максимальн«ый 96000
Силовая установка
Число двигателей 4
Тип двигателя ТВД НК-12МА
Мощность двигателя,э.л.с. (кW) 4х 15000 (11190)
Летные данные
Скорость полета, км/ч крейсерская 580 (600)
максимальная 650 (740)
Скорость, км/ч десантирования 350
посадочная 240
отрыва 225 (240-255)
П«рактический потолок, м 9000 (8000)
Дальность полета, км с нагрузкой 60 т 3100
с норм.нагрузкой 5225
перегоночная 8500 (11000)
Длина разбега, м 1460
Длина пробега, м 800-1040

Оборонительное вооружение Ан-22 состоит из двух комплектов кассетных держателей для сбрасывания дипольных отражателей, расположенных в обтекателях шасси.

Источники информации:

  1. Ан-22 «Антей» / "Настоящие сверхзвуковые!" /
  2. Оперативно-стратегический самолет Ан-22 / Вестник авиации и космонавтики №3 2001 /
  3. Отечественные бомбардировщики (1945-2000). Часть1 / С.М.Ганин, А.В.Карпенко, В.В.Колногоров, СПб, «Бастион», 2001 /
  4. Ан-22 / МУЗЕЙ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ в МОНИНО /

Copyright © Balancer 1997 — 2024
Создано 29.03.2024
Связь с владельцами и администрацией сайта: anonisimov@gmail.com, rwasp1957@yandex.ru и admin@balancer.ru.