Авиабаза =KRoN=
 

Основные разделы

АвиаТОП

двухконтурный турбореактивный двигатель, ОКБ Н.Д.Кузнецова

НК-8

В 1961 г. конструкторское бюро С.В. Ильюшина приступило к проектированию самолета Ил-62, призванного стать флагманом Гражданской авиации. Разработку двигателя для него поручили кузнецовскому ОКБ. Опираясь на опыт, полученный при разработке НК-6, и используя газогенератор последнего, куйбышевским моторостроителям удалось всего за три года создать двухконтурный двигатель НК-8. В конструкции двигателя широко использовались титановые сплавы, а при изготовлении деталей - новейшие технологические процессы, включая химическое фрезерование, электрохимические и электрофизические методы обработки. Директор опытного завода П.М.Маркин, не понаслышке знакомый с многочисленными проблемами, встававшими при создании НК-8, выразился очень образно: "Чтобы освоить титан, инженерам и рабочим пришлось проделать титаническую работу".

В июне 1964 г. НК-8 успешно прошел Госиспытания и был запущен в серийное производство. Тремя месяцами ранее совершил первый полет Ил-62, оснащенный четырьмя НК-8 (первый опытный "шестьдесят второй" летал с двигателями АЛ-7). Серийные Ил-62 выпускались в 1966-1968 гг. с двигателями НК-8 3-й серии. Они отличались от НК-8 серии I числом радиальных стоек вентилятора (12 вместо 15) и были оснащены инвертором. Затем на сборочных линиях стали производить НК-8-4, отличавшийся большей тягой. Серийное производство последнего продолжалось до 1979 г., его межремонтный ресурс был доведен до 7000 ч, а назначенный ресурс - до 18 000 ч.

Специально для трехдвигательного пассажирского самолета Ту-154 в 1965 г. началась разработка модификации НК-8-2. От предшественников она отличалась новым механизмом реверса тяги, коробкой приводов агрегатов, новой противообледенительной системой и другими агрегатами.

Двигатель НК-8, непрерывно совершенствуясь от модификации к модификации, стал одним из наиболее массовых серийных ТРДД в истории отечественной авиации. Общий "тираж" только НК-8-2У, производившихся на Казанском моторостроительном заводе, составил более 2500 единиц.

Турбовентиляторный двигатель НК-8-2У представляет собой двухконтурный, двухкаскадный, газотурбинный двигатель со смешением потоков воздуха и газа. Этот двигатель является модификацией двигателя НК-8-2, у него повышенная тяга, уменьшенный удельный расход топлива и увеличенная тяга реверса. На взлетном и крейсерских режимах у двигателя НК-8-2У более высокие запасы газодинамичесой устойчивости. На двигателе НК-8-2У установлена система сигнализации опасной температуры подшипников СТП-3 и система ограничения температуры выходящих газов РТ-12-9АТ. В масляной системе в линии откачки масла из опор стоят магнитные пробки, позволяющие судить о состоянии деталей опор роторов. Для осмотра в процессе эксплуатации проточной части двигателя, лопаток компрессора низкого и высокого давления, а также лопаток турбины предусмотрены специальные окна, через которые может осуществляться зачистка забоин на лопатках без снятия двигателя. Кроме того, на двигателе выполнены работы, повышающие надежность узлов и их ресурс.

Основные данные некоторых ТРДД семейства НК-8
Характеристика НК-8 НК-8-2 НК-8-2У НК-8-4 НК-8-4К НК-86
Дата первого испытания 6.1964г. 01.1970г. 5.1973г. 6.1962г. 10.1979г. 4.1979г.
Рвзл, кгс 9500 9500 10 500 10 500 10 500 13 000
Суд взл, кг/кгс-ч 0,62 ,58 0,58 0,598 0,61 0,52
Ркр, кгс 2250 1800 2200 2750 - 3220
Суд кр, кг/кгс-ч 0,83 0,79 0,766 0,81 - 0,74
Мдв, кг 2500 2150* 2170* 2440 2200 2750*
Тг, К 1200 1200 1230 1255 1260 1260
Пк 10,25 9,6 10,7 10,8 10,95 12,93
Предназначение Ил-62 Ту-154 Ту-154Б Ил-62 Экраноплан Ил-86
* - без устройства для реверса

Источники информации:

#i Тот самый "НК" / Н.Александров, "Двигатель" №2 (8) 2000 / #i ТРДД НК-8-2(У) / Уголок неба /

Помогали



Фотографии и схемы

Copyright © Balancer 1997 — 2024
Создано 20.04.2024
Связь с владельцами и администрацией сайта: anonisimov@gmail.com, rwasp1957@yandex.ru и admin@balancer.ru.