Авиабаза =KRoN=
 

Основные разделы

АвиаТОП

двухконтурный турбореактивный двигатель, СНТК им.Н.Д.Кузнецова

НК-86

В 1974 г. министр авиационной промышленности П.В.Дементьев поручил Н.Д.Кузнецову разработку двигателя для первого отечественного широкофюзеляжного пассажирского самолета-аэробуса Ил-86. Сроки были поставлены очень жесткие, а ОКБ интенсивно занималось совершенствованием военных "движков", предназначавшихся для Ту-22М. Еще не завершилась активная часть "космической эпопеи", в ходе которой значительные силы ОКБ направлялись на разработку ЖРД. Поэтому Кузнецов решил не создавать новый ТРДД "с чистого листа", а попытаться "подфорсировать" НК-8, заодно несколько улучшив другие характеристики. Однако с самого начала главный конструктор предупредил министра, что по экономичности создаваемый "движок" НК-86 заведомо будет отставать от современных ему зарубежных моторов. Это объяснялось невысокими значениями температуры газа перед турбиной (Тг) и степенью повышения давления (pк), обусловленными применявшимися при изготовлении технологиями. Вместе с тем, в конструкции НК-86 были использованы перспективные новинки: звукопоглощающие перфорированные плиты, аналоговая электронная система управления, а также система защиты при обрыве лопаток компрессора.

Испытания двигателя НК-86 начались в апреле 1979 г.

Любопытный казус произошел при подготовке первого полета самолета Ил-86. Когда двигатели машины были уже запущены, один из техников ильюшинского ОКБ, недооценив мощь засасываемого потока воздуха, слишком приблизился к воздухозаборнику внешнего двигателя. С головы его сорвало шапку и, к ужасу присутствовавших, мгновенно засосало в компрессор. Побледневший ведущий инженер доложил присутствовавшему Н.Д.Кузнецову о происшествии. Тот быстро спросил, не было ли в шапке твердых предметов. Получив отрицательный ответ, улыбнулся и громко, так чтобы слышали другие, главным образом "самолетчики", заявил: "Ну что ж… Пусть теперь Новожилов этому технику новую шапку покупает". И разрешил продолжить подготовку к взлету. Вскоре Ил-86 оторвался от заводской взлетной полосы и благополучно перелетел на аэродром ЛИИ. О судьбе мелко порубленной и "хорошо прожаренной" шапки и ее хозяина впоследствии ходили разнообразные авиационные байки.

Сам же "пожиратель головных уборов" непрерывно совершенствовался. В 1987 г. в модификации НК-86А были внедрены монокристаллические рабочие лопатки первой ступени турбины, что позволило повысить температуру газов перед турбиной до 1280К, а взлетную тягу - до 13 300 кгс. Восемь двигателей модификации НК-87 (с коррозионно- и жаростойкими покрытиями, обеспечивающими надежную эксплуатацию в морских условиях) использовались в составе силовой установки первого в мире боевого экраноплана-ракетоносца "Лунь".

Конструкция

Двигатель НК-86 - двухконтурный газотурбинный со смешением потоков наружного и внутреннего контуров в общем выходном устройстве.

Двигатель включает в себя:

#i двухкаскадный одиннадцатиступенчатый компрессор; #i многофорсуночную кольцевую камеру сгорания; #i двухкаскадную трехступенчатую осевую реактивную турбину; #i выходное устройство (реверсивное устройство и реактивный насадок).

Компрессор низкого давления (КНД) пятиступенчатый. Он состоит из ротора и статора. Вращающаяся часть КНД - ротор имеет пять рабочих колес (по числу ступеней). Первые две ступени, вентиляторные, работают на оба контура. Остальные три ступени сжимают воздух во внутреннем контуре. Ротор имеет передний и задний валы.

Неподвижная часть КНД - статор имеет направляющие лопатки. В передней части статора имеется входной направляющий аппарат (ВНА) с направляющими лопатками, который служит для направления воздушного потока на лопатки первой ступени компрессора.

Компрессор высокого давления (КВД) шестиступенчатый. Он состоит из ротора и статора. Ротор имеет шесть рабочих колес, а также передний вал.

Статор имеет направляющие лопатки. В передней части статора установлен направляющий аппарат с регулируемыми лопатками. На наружной поверхности статора за четвертым рабочим колесом имеется кольцевой короб (ресивер), на котором установлены клапаны перепуска воздуха и патрубок отбора воздуха.
Характеристики
 НК-86
Взлетная тяга (Рвзл), кгс (кН)НК-8613000 (127)
НК-86А13300
Суд взл, кг/кгс-ч0,52
Крейсерская тяга (Ркр), кгс3220
Суд кр, кг/кгс-ч0,75
Температура газов перед турбиной (Тг), КНК-861260
НК-86А1280
Пк12,93
Эксплуатационный диапазон скоростей полета, Мот 0 до 0,88
Часовой расход топлива при H=9 км и М=0,85:, кг/ч (не более)на максимальном продолжительном режиме3400
на крейсерском режиме3150
в режиме малого газа1000
Сухая масса двигателя:, кгбез реверсивного устройства2150 + 2%
с реверсивным устройством2500 + 2% (2540 +2%)
Габаритные размеры двигателя, мм:
 НК-86
длина без хвостовой части мотогондолы и реверсивного устройства3636
длина с хвостовой частью мотогондолы6238 (6357)
максимальный диаметр (без агрегатов и выходного устройства)1600
Направление вращения роторов КВД и КНД (если смотреть со стороны реактивного сопла)левое
Компрессоросевой, двухкаскадный, 11-иступенчатый (5 - КНД; 6 - КВД)
Камера сгораниякольцевая, многофорсуночная
Турбинаосевая, реактивная, двухкаскадная, 3-хступенчатая (2 - ТНД; 1 - ТВД)
Реверсивное устройстворешетчатого типа
Тип стартера двигателявоздушный, с осевой турбиной и редуктором

Ссылки



Фотографии и схемы

Помогали

Copyright © Balancer 1997 — 2024
Создано 20.04.2024
Связь с владельцами и администрацией сайта: anonisimov@gmail.com, rwasp1957@yandex.ru и admin@balancer.ru.