Авиабаза =KRoN=
 

Основные разделы

АвиаТОП

Тайна корейского «Боинга-747»

«Через семь лет после трагедии над Сахалином - о тайнах сбитого советскими летчиками корейского пассажирского самолета «Боинг-747» — так назывался материал в «Известиях», опубликованный в Но. 353 за декабрь прошлого года.

В нем, как явствует из заголовка, речь шла о крайне болезненной теме, о страшной трагедии, которую так много лет замалчивали. 269 человек (среди них член палаты представителей американского конгресса) погибли в ночь на 1 сентября 1983 года, когда пассажирский самолет южнокорейской авиакомпании, выполнявший рейс КАЛ-007 по маршруту Нью Йорк - Анкоридж (Аляска) - Сеул отклонился от своего маршрута и вошел в воздушное пространство СССР. Трагедия произошла вблизи южной части острова Сахалин - именно там гигантский <<Джамбо>> был атакован нашим истребителем и подбит пущенными с него ракетами

Ответом на эту публикацию были многочисленные звонки моих коллег, а также прямых и косвенных участников тех давних событий. подготовленная вместе с собственным корреспондентом <<Известий>> в Нью Йорке Александром Шальневым статья не осталась без внимания и за рубежом. Со ссылками и без ссылок на <<Известия>> крупнейшие газеты и журналы, радио и телекорпорации США, Японии, Южной Кореи, Франции, Канады отозвались на эту публикацию. Более того, принялись выдвигать собственные версии...

<<Радио Франс Интернасьональ>>: <<Советская газета <<Известия>> сообщила о том, что у нее имеются данные о местонахождении южнокорейского пассажирского <<Боинга-747>>, сбитого в 1983 году советским военным летчиком. Публикуя эту информацию, газета сослалась на одного высокопоставленного советского чиновника, имя которого не упоминается, заявившего, что аквалангисты (?! _ Авт.) советских ВМС обнаружили обломки южнокорейского пассажирского самолета <<Боинг>>, сбитого на Японским морем 1 сентября 1983 года. Газета сообщила, что обломки самолета были обнаружены в Японском море на глубине нескольких десятков метров неподалеку от острова Монерон (близ Сахалина). Уничтожение южнокорейского самолета в 1983 году вызвало суровое осуждение международной общественности... Со своей стороны, советские официальные власти заявили, что <<Боинг-747>> выполнял разведывательную миссию. Несколько недель спустя после этой трагедии СССР выдал американским и южнокорейским властям некоторые останки, плававшие на поверхности воды. Но о нахождении частей самого самолета советские власти не сообщали... В этом плане информация, опубликованная <<Известиями>>, преставляется чрезвычайно важной, так как нахождениечастей фюзеляжа самолета, электронных приборов авианавигации и <<черного ящика>>, содержавшего всю информацию о том, как проходи полет, поможет, наконец, пролить свет на все детали и обстоятельства этой воздушной трагедии>>.

<<Нью Йорк таймс>> (публикую с сокращениями): <<Статья, появившаяся в <<Известиях>>, содержит первое со времени произшедшего публичное указание на то, что местонахождение обломков <<Боинга>> известно. Статья появилась примерно через неделю после того, как советский министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе принес своему южнокорейскому коллеге извинения за случившееся.

Беспокойство, выражаемое родственниками жертв по поводу <<белых пятен>>, относится не только к отказу Советского Союза выступить с официальным заявлением от том, были ли найдены обломки, но и к вопросу о том, не скрывают ли чего-нибудь американские власти. Чаще всего задается такой вопрос: разве отклонение самолета от курса в направлении советского воздушного пространства не должно было быть замеченo операторами американских радаров, операторами, которые, возможно, поставили об этом в известность экипаж?.. Помощник сенатора Кеннеди, говоря об этой статье, заметил: <<Если правда, что обломки найдены, то новость эта поразительная. Если это правда (что обломки найдены. -- Авт.), то нет причин, по которым Советский Союз не мог бы немедленно дать позитивный ответ на запрос сенаторов (четыре американских сенатора включая Кеннеди, обратились к Президенту Горбачеву с письмами, в которых содержится просьба прояснить тайны, окружающие трагедию. -- Авт.) и предоставить полные результаты советского расследования>>.

-- У меня теперь больше надежд на то, что правда станет известна, -- сказал председатель американской ассоциации семей жертв КАЛ-007, у которого там погибла дочь.

Но больше всего шуму, пожалуй, наделала публикация влиятельного американского издания <<Ю. С. ньюс энд уорлд рипорт>>. Мы приводим ее также с небольшими сокращениями:

<<Предприняв потенциально наиболее взрывчатое журналистское расследование из всех, что когда-либо проводились советскими газетами, <<Известия>> планирует предать огласке новые подробности, касающиеся уничтожения южнокорейского самолета советскими военными в 1983 году. По данным американского источника, говорящего по-русски и недавно вернувшегося из Советского Союза, статьи основаны на серии интервью с очевидцами и знающими правительственными чиновниками, готовыми сейчас рассказать правду. Он рассказал, что, вопреки официальным отрицаниям, авиалайнер рухнул в море около берега острова Монерон и был, по сути, в целости на глубине примерно в сто футов (что не соответствует действительности. -- Авт.). Дабы сохранить все это в секрете, Москва распорядилась затем о том, чтобы тела 269 погибших были уничтожены в местном крематории>> (???-- Авт.).

Далее в публикации говорится о том, что <<вопреки пропагандистским заявлениям советского Министерства обороны, электронное оборудование на борту самолета показало, что самолет не совершал разведывательного полета и что корейский экипаж и в самом деле сбился с пути во время полета протяженностья в 6875 миль. Доклад об официальном расследовании был положен под сукно. Американский источник утверждает: Министерство обороны оказывает давление, старается не допустить публикации материалов и запретило своим чиновникам разговаривать с репортерами <<Известий>>. Газета все же намерена опубликовать имеющиеся у нее материалы, если Кремль не решит, что она превысила пределы гласности>>.

...Первое, что можно сказать по прочтении репортажей коллег, -- <<Известия>> затронули хотя и давнюю, но до сих пор кровоточащую тему. И, что крайне важно, тему, которую до сих пор используют в корыстных политических целях самые разные силы. И нас, кстати, уже пытаются (дома!) заподозрить в том, что, расследуя тайны трагедии, мы хотим <<вбить клин между армией и народом, хотим дискредитировать армию в глазах не только своей, но и мировой общественности, хотим помешать тем самым внешнеполитическим акциям СССР>> и так далее. Ни то, ни другое, ни тем более третье не было нашей целью. И думали мы, принимаясь за это расследование, только об одном, на наш взгляд, о главном -- о погибших людях. По отношению к ним справедливость должна быть восстановлена.

Именно поэтому я считаю себя обязанным опровергнуть одного из моих американских коллег. Мне не хотелось бы, опережая события, еще прежде, чем читатель узнает о тех данных, которыми располагает газета по истории с корейским <<Боингом>>, вступать в спор и критиковать своих коллег, ловить их на мелких или крупных неточностях, а то и просто на лжи. И все же не могу не сказать одного -- не может быть и речи о таком кощунстве, как тайное сжигание тел погибших в несуществующих крематориях. Сбращаясь к этой теме, никто из нас не имеет права забывать, что речь идет о двухстах шестидесяти девяти погибших.

И о живых -- их родных и близких, которых давняя трагедия мучает до сих пор.

Что касается сложностей, которые преодолевает журналист при работе над темой, по которой большинство материалов или невозможно получить у <<компетентных ведомств>>, или на них до сего дня стоит гриф <<секретно>>, то сложности эти, уверен, понятны не только журналисту. Убежден: ни одному репортеру не в одной отдельно взятой стране (будь то СССР, Южная Корея или США) раскрыть до конца и полностью всю тайну трагедии корейского <<Боинга>> невозможно. Утверждаю это, ибо занялся поисками материалов, документов и свидетелей давно -- практически сразу после случившегося. Но в те годы, понятно, журналистское расследование, мягко говоря, не поощрялось. И действовать приходилось в прямом смысле конспиративно. Теперь люди стали откровеннее, разговорчивее, а потому получить документальные признания стало легче. И все-таки слишком много вопросов остается непроясненными.

Видимо, точку в этой истории можно будет поставить только после того, как суммируются усилия журналистов и специалистов из самых разных стран. А главное, когда будут опубликованы все официальные документы расследования тех событий.

...Итак, что же смогли выяснить <<Известия>>? Какие новые факты и документы удалось получит? Об этом -- серия наших репортажей.

Но прежде вспомним, как все мы узнали о <<Боинге>>-нарушителе.

<<Сообщение ТАСС (опубликовано во всех советских газетах 2 сентября 1983 года):

<<В ночь с 31-го августа на 1-e сентября с. г. самолет неустановленной принадлежности со стороны Тихого океана вошел в воздушное пространство над полуостровом Камчатка, затем вторично нарушил воздушное пространство СССР над о. Сахалин. При этом самолет летел без аэронавигационных огней на запросы не отвечал и в связь с радиодиспетчерской службой не вступал.

Поднятые навстречу самолету-нарушителю истребители ПВО пытались оказать помощь в выводе его на ближайший аэродром. Однако самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал и продожал полет в сторону Японского моря>>.

И -- все. Ни выстрелов, не трупов... Непонятно даже, какому государству принадлежал самолет. Из полунамеков, <<опровержений>> и <<заявлений>> ТАСС складывалось впечатление, что речь идет, конечно же, о самолете-шпионе...

// Андрей ИЛЛЕШ.

(продолжение следует)

Copyright © Balancer 1997 — 2020
Создано 27.11.2020
Связь с владельцами и администрацией сайта: anonisimov@gmail.com, rwasp1957@yandex.ru и admin@balancer.ru.