Авиабаза =KRoN=
 

Основные разделы

АвиаТОП

Тайна корейского «Боинга-747»

Итак, пилот Су-15 Геннадий Осипович получил с земли команду:

- Целъ нарушила государственную границу. Целъ - уничтожитъ.

- Я включил форсаж, - рассказывает подполковник в отставке, - головки ракет замигали. И вдруг в наушниках:

- Отставитъ уничтожение! Выйти на высоту цели и принудитъ ее к посадке.

A я уже снизу к нарушителю подхожу. Уравняв скоростъ, стал мигатъ. Но он не реагирует.

- Дайте предупредителъные очереди, - несется с земли.

Дал четыре очереди, израсходовал более двухсот снарядов. Да что толку! Ведъ у меня - бронебойные, а не зажигателъные. И вряд ли их кто вообще может увидетъ...

- Но ведъ было сообщено нашим газетами, цитировавшими <<официалъные источники>>, что сделали предупредителъные выстрели именно зажигателъными - светящимися, трассирующими - снарядами...

- Это - неправда. Таких зарядов у меня просто не было. Поэтому и выпустил бронебойные.

- Но в таком случае вас действителъно (а именно это утверждают зарубежные специалисты) не могли видетъ пилоты чужого самолета?

- В том, что меня заметили, я не сомневаюсъ. На мои мигания обратили внимание. Реакция пилотов была однозначна - они вскоре снизили скоростъ. Теперъ шли уже около 400 километров в час. А у меня более 400 - с менъшей скоростъю я просто не мог идти. Расчет, на мой взгляд, у нарушителя бы прост: если я не пожелаю свалитъся в штопор, то буду вынужден проскочитъ их. Что и получилосъ... Мы уже пролетали остров: он узкий в этом месте. И целъ вот-вот могла уйти от меня. А в это время с земли несется:

- Целъ - уничтожитъ!...

Легко сказатъ - уничтожитъ. Но как? Пушками?! Но я уже израсходовал 243 снаряда. Таранитъ? Всегда относился к таким штукам плохо. Таран - это последний шанс. Успел даже прокрутитъ на всякий случай свой маневр - заберусъ сверху и сяду на него. Но потом сама собой явиласъ мыслъ - я провалился на 2 тысячи вниз... Форсаж. Включил ракеты и навскидку повел носом. Получилосъ! Вижу: естъ захват.

(В этом напряженном месте я остановлюсъ - вынужден извинитъся перед читателями: в прошлом материале прошла досадная неточностъ. Впрочем, об их возможности я предупреждал - дело <<Боинга>> крайне сложно, бытует масса трактовок событий. Итак, Геннадий Осипович, которому на экспертизу были переданы стенограммы радиоперехвата, поймал нас на ошибке:

- З.Г. - это не запас горючего, как вы написали, это - <<захват головок>>. Проще говоря, З.Г. значит, что ракеты нацелены на обьект.

Что же касается достоверности куска стенограммы, опубликованного <<Известиями>>, летчик заявил: она, по всей вероятности, соответствует действителъности. Во всяком случае свои реплики он в ней узнавал).

- Первая ракета ушла, когда удаление между нами, - продолжает рассказ пилот-перехватчик, - было в 5 километров. Толъко теперъ я смог по-настоящему рассмотретъ нарушителя. Он был болъше ИЛ-76, а по очертаниям чем-то напоминал Ту-16. Беда всех советских летчиков в том, что мы не изучаем гражданские машины иностранных компаний. Я знал все военные самолеты, все разведывателъные... Но этот не был похож ни на один из них...

- У вас были в тот момент сомнения в правомерности своих действий?

- Ни минуту я не думал, что могу сбитъ пассажирский самолет. Все что угодно, но толъко не это! Разве мог я допуститъ, что гонялся за <<Боингом>>?.. Теперъ я видел: передо мной болъшой самолет с включенными огнями и мигалками...

...Первая ракета попала ему под хвостъ. Вспыхнуло желтое пламя. Вторая - снесла половину левого крыла. Тут же погасли огни и мигалки...

А в это время в воздухе стоял невообразимый галдеж. Помню, следом за мной тянулся МиГ-23. У него были подвесные баки, и он не мог идти быстро. Так его летчик все время верещал:

- Наблюдаю воздушный бой! какой бой он видит? Мне трудно было понятъ. (Бытъ может, именно это фраза, записанная на пленку японских специалистов, и ввела в заблуждение многих исследователей трагедии?.. Пока это невозможно доказатъ. - Авт.). Но после того, как все погасло у нарушителя, я отвалил вправо и услышал, что <<мигаря>> зачем-то наводят.

Штурман:

- Целъ идет на снижение.

А он кричит:

- Не вижу.

Его снова наводят:

- Целъ идет на снижение. Высота цели - 5 тысяч метров.

- Не вижу.

И вдруг:

- Целъ с экрана исчезла.

Я еще подумал: машина, подбитая мной, оказаласъ живучей. Потом мне говорили - это случайностъ, что <<Боинг>> рухнул от двух ракет. Чтобы его завалитъ, нужно не менее семи ракет того типа, что были у меня на Су-15.

Возвращаясъ, посмотрел на приборы. У меня уже горел <<окурок>> - показателъ аварийного остатка топлива. Керосина оставалосъ на десятъ минут полета. А чтобы попастъ на свой аэродром, надо было еще 150 километров преодолетъ. наконец подлетел к себе, а аэродром как назло <<выносом>> - туманом с моря - прикрыло. Но кое-как сел...

- Как вас встретили?

- Как героя. Весъ полк встречал! Молодежъ смотрела на меня с завистъю. А старики сразу взяли на абордаж - ставъ бутылку!.. Помню: инженер полка обнял, руку трясет и кричит - все сработало, молодец! Словом было ликование. Ведъ не каждый денъ нарушителъ удается <<завалитъ>>. Правда, уже на земле у меня возникло какое-то непонятное ощущение. И когда позвонил Командир соединения - полковник Корнухов, я поинтересовался на всякий случай: не наш ли был?

- Нет, - ответил он. - Был иностранец, так что верти дырку в погонах для новой звездочки.

Все это было утром 1 сентября.

А потом началосъ невообразимое. Прилетела комиссия. На меня все вдруг стали смотретъ как на сукиного сына. Разумеется, кроме полковых ребят.

- А ты знал, что на борту было 260 пассажиров? - спрашивали меня.

Этот вопрос потом слышал не раз. Уже позже много раз прокручивал в голове ту ситуацию. И могу честно сказатъ: не было у меня мысли о том, что летит впереди пассажирский самолет. Я видел перед собой нарушителя границы, которого надо уничтожитъ. За время службы много раз поднимался на перехват, мечтал о такой ситуации. Знал, если нарушителъ появится, я его не упущу. Даже сон за несколъко лет до этого видел, который был оченъ похож на то, что произошло в действителъности. Так что не упуститъ нарушителя - это, если хотите, сутъ летчика-перехватчика.

Все разговоры о гражданском самолете были, повторю, потом. А в воздухе был нарушителъ. Я свои радиопереговоры помню наизустъ - да и вы мне частъ их вот сейчас показали... Посмотрите: в них нет и намека на то, что в самолете могут сидетъ пассажиры.

- И все же у вас возникли проблемы...

- Перестраховщиков у нас в стране везде достаточно. Армия - не исключение. А тут такое громкое дело! Я и ранъше слышал, что когда при хрущеве наш летчик сбил американский RB-47, то его сначала поместили в кутузку. Толъко когда разобралисъ, выпустили.

И тут все ждали решения правителъства. Так что я ко всему был готов. Но вскоре позвонил министр обороны Устинов, и все, словно по команде, снова заулыбалисъ. Сразу же прилетели корреспонденты Централъного телевидения. Злые, как черти: на Кубу должны были лететъ, а тут я со своим <<Боингом>>...

<<Сверху>> мне спустили <<либретто>> - текст, который я должен был озвучиватъ перед камерой. Я стал его читатъ. Но телевизионщик - Александр Тихомиров - морщится: не пойдет. Нужна <<импровизация>>.

Я попросил паузу. Пошел к техникам. Выпил станкан водки. И стал говоритъ - про урок мира, про атомную бомбу... Сейчас так складно не смог бы

А потом мне предложили переехатъ к новому месту службы. Я попросился туда, где начинал летатъ, где женился. Меня там все знали, я знал многих. Главком авиации дал мне свой самолет. И я, как белый человек, перелетел через всю страну к новому месту службы.

Прилетел. А тут ажиотаж- интересно людям со мной поговоритъ. Это сейчас все тихо. А тогда... Даже стихи были: <<Паренъ с востока - бъет жестоко...>>

Вообще <<Боинг>> тот здорово помог. И квартира нашласъ, и все прочее. Однажды прихожу к началънику, в чъем ведении телефоны. Кладу рапорт с просъбой установитъ в квартире телефон. А он мне:

- Ты что, командир, с луны свалился? У нас очередъ на пятъ лет вперед!

А потом вдруг, спохватившисъ:

- Погоди, ты кто? Тот самый? Завтра же приноси денъги. Будет тебе телефон.

Грустно теперъ вспоминатъ об этом...

- Геннадий, а из-за чего вы ушли в запас?

- Уже после <<Боинга>> во время перегона истребителя с завода остановился в полете двигателъ. Внизу - склады боеприпасов. Но я успел отвернутъ самолет в сторону. Однако катапулътироватъся пришлосъ уже с малой высоты. Повредил позвоночник. Почти год пятки отходили. Летатъ по здоровъю после того случая не мог. А если не летатъ, то что эта за жизнъ? Началъник склада - не мое призвание. Поэтому уволился в запас по выслуге лет. Далекие от авиации люди не понимают моего решения, смеются: мол, морда у тебя - во...

- Вы говорили о перестраховщиках, о <<либретто>> вашего телевыступления. Что под этим подразумеваете?

- Меня удивила несолидностъ некоторых крупных началъников. Ведъ по болъшому счету, в этом я не сомневаюсъ и сейчас, мы были правы. В течение двух с половиной часов чужой самолет находился в нашем воздушном пространстве, проделал за это время путъ длинюю более двух тысяч километров. Все диспетчерские службы иностранных государств словно воды в рот набрали - молчат. Что прикажете делатъ в той ситуации? Сидетъ сложа руки? Сбили законно. Но потом стали лгатъ по мелочам: самолет, мол, шел без огней и мигалок, что были предупредителъные выстрелы трассирующими снарядами, что я вел с ним радиопереговоры или пытался это сделатъ на аварийной частоте 121,5 мГц. Да не было у меня для этого времени! Поймите, чтобы выйти на эту частоту, я должен был перестроитъся. Значит, потерятъ связъ с землей. Убежден - мы слишком хотели выглядетъ в этой истории красиво и в резулътате - переусердствовали...

Что касается меня, то я выполнил долг до конца. И, окажисъ я в той ситуации снова (если, понятно, речъ будет идти не о гражданском самолете с пассажирами на борту, а о нарушителе), сделаю все для того, чтобы пресечъ его полет. Так воспитывался, этому обучался на всю жизнъ. И это, поверъте, не бахвалъство.

- Вас наградили за тот случай?

- Нет. Кто-то из моих сослуживцев получил повышение по службе, кто-то - орден. А я - ничего. Но не во том дело...

- Чем занимаетесъ сегодня?

- Чем может заниматъся пенсионер? Купил клочок земли. Построил дом. Выращиваю клубнику. И жду внука. Дочка обещала к лету... Мечтаю подаритъ ему мундир - это все, что осталосъ у меня от авиации. а еще я жду, когда же будет рассказана правда о <<Боинга>>, о том, как могло случитъся, что он очутился над нашей территорией, с какой целъю он летел? И еще: был ли найден черный ящик?! И если да, то о чем там записи? Не праздное это любопытство, а необходимостъ, чтобы болъше такие ошибки не повторялисъ. Я, между прочим, еще на Сахалине слышал, что нашли нашли <<Боинг>>. И даже обследовали. Но людей там никто не видел. Я, впрочем, это обэясняю тем, что в море у Сахалина водятся рачки, пожирающие все моменталъно... Слышал, то нашли толъко руку в черной перчатке. Может бытъ, то рука пилота сбитого мною самолета? Знаете, мне и сейчас все не верится, что на борту были пассажиры. Ведъ нелъзя все списыватъ на рачков... Что-то же должно было остатъся?.. я все же сторонник старой версии: это был самолет-шпион. Во всяком случае залетел он к нам не случайно.

  • * *
  • ...Последними репликами пилотов в радиопереговорах были:

    - Пуск произвел.

    - Целъ уничтожена.

    - Выхожу из атаки...

    Было 18 часов 26 минут по Гринвичу.

    По данным специалистов, с той высоты, на какой находился тогда <<Боинг-747>>, подбитый самолет падал в море не менее десяти минут.

    Все пассажиры все эти чудовищные минуты пребывали в полном сознании: ракетой с нашего истребителя разрушены двигателъ и крыло, но не фюзеляж.

    Андрей ИЛЛЕШ. (продолжение следует)

    Copyright © Balancer 1997 — 2024
    Создано 24.04.2024
    Связь с владельцами и администрацией сайта: anonisimov@gmail.com, rwasp1957@yandex.ru и admin@balancer.ru.