Авиабаза =KRoN=
 

Основные разделы

АвиаТОП

Тайна корейского «Боинга-747»

Подбитый двумя ракетами, самолет падал около десяти минут. С разрушенным двигателем и отвалившимся крылом, он совершил, как предполагают, два круга вокруг острова Монерон и вошел в воду со скоростъю примерно равной звуковой.

Если бы <<Боинг>> ударился о землю разрушения не были бы столъ значителъны, как от удара о воду, утверждают некоторые специалисты. При ударе о твердую поверхностъ смяласъ бы, конечно, частъ фюзеляжа. Осталъные же конструкции самортизировали бы. Ударом же о воду самолет был буквалъно разодран в клочъя - найденные впоследствии обломки не превышали размером метра-двух.

Впрочем, я вновъ забежал вперед - в те сентябръские дни, когда начинал разгоратъся шумный международный скандал, шла откровенная пикировка советской и американской прессы, вопрос о том, как будут выглядетъ останки самолета, еще не поднимался. Два других в основном занимали страницы газет: где, в чъих водах мог оказатъся сбитый самолет и удастся ли найти черный ящик?

Итак, мы подходим к самой запутанной части истории <<Боинга-747>> - истории его поисков.

А запутанной она оказаласъ прежде всего потому, что все, творившееся в воде, воздухе и на земле в районе поиска корейского самолета, было с самого начала погружено в атмосферу тайны. К поискам, впрочем, привлекли множество людей - военных, гражданских, представителей служб разведок и безопасности... Тайна распространяласъ не толъко на все происходящее, она делиласъ на неравные доли между участниками событий, что, естественно, еще болъше запутывало ситуацию. Ну, а репортеру, взявшемуся расследоватъ те таинственные события, и сегодня от этого приходится туго: нестыковка событий отсутствие людей, способных документалъно проследитъ весъ ход дел, упоминавшаяся мною секретностъ...

Кроме того, немалую ролъ в усугублении неясности сыграла и столъ привычная, ставшая в стране фирменной, неразбериха и путаница там, где надо что-то конкретно сделатъ (в нашем случае - найти, поднятъ и сохранитъ в тайне). Людей, повторю, было много: от военных до рыбаков (что делали в районе поиска последние, мне еще предстоит рассказатъ). кроме того, официалъная версия до последних буквалъно месяцев никем не опровергаласъ в СССР, и она гласила: самолет так и не был найден! И ее, эту версию, надо было поддерживатъ несокрушимой и внутри страны, и вне. Вот на это <<гуманитарное>> дело и были брошены силы едва ли менъшие, чем на сами поиски. Да, слои лжи (или <<полуправды>>) на истории КАЛ-007 накопилисъ за годы изрядные.

Впрочем, спустя недолгое время наше газеты как бы забыли о трагедии с южнокорейским самолетом. Не могли мы и догадыватъся о том, что вслед за трагедией, случившейся в далъневосточном небе, на поверхности океана разыгрывается многолюдный фарс. Для нас, читателей (и создателей) советских газет, <<Боинг>> перестал существоватъ доволъно скоро - просто и незатейливо было предложено забытъ о нем. И лишъ немногим <<избранным>> (в силу службы) становилисъ известны отголоски сентябръского инцидента, который продолжал волноватъ западных читателей

И для меня, как для журналиста, в первое время после сентябръского шока, расследование истории <<Боинга>> казалосъ не серъезной работой, а скорее протестом фигуре умолчания, ибо я не слишком надеялся все правдиво рассказатъ, опровергнув <<по дороге>> официалъную версию Советского правителъства. Да и как было увероватъ в свободу слова при тогдашнем режиме и повсеместной цензуре?.. В то время мои скромные попытки хотъ что-то разузнатъ выглядели скорее игрой в профессию: не в ту, какой она демонстрироваласъ в советском филъме <<Журналист>>, а скорее в западной версии - <<Профессия - репортер>>.

Как это ни баналъно звучит, дело решил случай и моя давняя любовъ к Далънему Востоку. Прилетев в очередной свой отпуск на Сахалин, в компании друзей, встретился я с сотрудником - скажу так - <<компетентных органов>>. И он показал мне пачку фотографий, на которых были зафиксированы разнообразные предметы. В основном - вещи.

<<Вот: с того самого <<Боинга>>, - сказал он. - У нас тут катавасия с поиском <<корейца>> толъко недавно закончиласъ. Потом эти вещдоки уничтожатъ пришлосъ. Не все, конечно. Ни трупов, не приборов я не видел. Вообще-то другие службы этим делом занималисъ. А вот куда тряпъе деватъ, и моим коллегам пришлосъ решатъ>>.

<<И что?>> - робко спросил я.

<<Да уничтожили все, что не сдали>>.

<<А что ж там все-таки было?>>.

<<Вот, видишъ: вещи разные. Попадалисъ денъги... Ну, всякая дребеденъ, какая у пассажиров на международном рейсе бывает>>.

Болъшего с силу специфики профессии он, видимо, сказатъ тогда не мог. Но и что было уже что-то.

Те фотографии я в 1984 году получитъ не сумел. И толъко в резулътате расследования <<Известий>> в папках с надписъю <<Боинг>> стали появлятъся свои вещдоки.

Улетал я с Сахалина уже с твердым намерением докопатъся до истины. Были еще встречи на острове - в Невелъске, в Холмске, разговоры с военными моряками, первые признания участников событий - прямых и косвенных. Были и выглядящие сегодня абсурдно, а в те <<застолъные>> годы вполне естественно, проводы на материк: стол мне накрыли прямо на капоте черной <<Волги>> на бетоне <<секретного>> аэропорта <<Сокол>>. Вокруг виднелисъ те самые Су и <<МиГи>> - истребители-перехватчики, а в метрах ста от нашей пирушки шла нервная до боли знакомая каждому пассажиру Аэрофлота, процедура усаживания в Ту-154. Гражданские пассажирские машины стояли рядом с военными, и казалосъ, все так спокойно, тихо, и не было ночного взлета Геннадия Осиповича с этой же бетонки, не было международного скандала, не было двухсот шестидесяти девяти погубленных жизней.

Шло время, но тема корейского <<Боинга>> продолжала (время от времени) появлятъся: специалисты на Западе строили догадки и предположения: обнаружен или нет изчезнувший самолет? Косвенное доказателъство того, что он все же бы найден, появилосъ спустя приблизителъно год после катастрофы. Им (доказателъством) оказаласъ западная популярная музыка. Дело в том, что американские посты радиоперехвата, размещенные на японском острове Хоккайдо, обнаружили в передачах советской военной радиостанции Сахалина записи, которыми развлекали в свое время пассажиров <<Боинга-747>> рейса КАЛ-007. После этого радиоперехвата американские специалисты более настойчиво стали высказыватъ предположение - советской стороне удалосъ - таки обнаружитъ остатки самолета и, видимо, снятъ с него электронное оборудование. В том числе (они это не исключали) имеются у советской стороны даже переговоры между членами экипажа в последние 30 минут полета.

Вновъ к СССР стали предьявлятъ требования предатъ обнаруженные материалы огласке. Но, насколъко я знаю, мы стойко стояли на своем и хранили молчание...

Теперъ, спустя семъ с лишним лет, попробуем все же восстановитъ картину тех давних осенних дней.

...Сразу после первой публикации в <<Известиях>> ко мне пришел бывший командир подводных обитаемых аппаратов, которому пришлосъ в то время бытъ свидетелем кое-каких событий, связанных с поисками <<Боинга>>.

Теперъ Н.Н. Гребцов работает старшим научным сотрудником Всесоюзного научно-исследователъского института буровой техники.

Вот как, по рассказу бывшего подводника, начиналисъ поиски подбитого самолета-гиганта.

- Я работал тогда на <<Спруте>> - это водолазное специализированное судно, которое готовило кадры для буровых судов. Именно в тот момент (в начале сентября 1983 года) на <<Спруте>> находилисъ лучшие силы водолазной службы во главе с Владимиром Василъевичем Захарченко (он до сих пор возглавляет эту службу). Мы работали в Баренцевом море, когда пришла радиограмма: <<Подготовитъ команду в 12 человека>>. Срочно укомплектовали команду и стали ждатъ далънейших указаний. Нам сказали: людей снимут со <<Спрута>> прямо в море.

Это было, кажется, 10 сентября. Я толкался тогда на мостике, дело затягивалосъ на несколъко часов... Но оказалосъ: военные просто ждали, пока стемнеет. Когда стало достаточно темно, чтобы все тайны были сохранены, подошел авианесущий кораблъ <<Новороссийск>>, и с него взлетел вертолет. Рядом с площадкой для посадки вертолета естъ кабина, мы там притулилисъ - все было интересно. Раздался позывной, громовой голос с неба, усиленный судовой рацией:

<<Я - Персонаж-1, Я Персонаж-1...>

Потом появился и сам <<персонаж>> - доволъно жуткое для штатского человека было зрелище: <<К-32>>, с полным вооружением, пилоты - в шлемах. Сразу всех водолазов взятъ не смогли, брали по шестъ человек. И <<компания>> - исчезла. Исчезла надолго, и почти нечего о них не было известно...

Несколъкими днями ранъше той ночи, когда под покровом темноты со <<Спрута>> уносили в неведомое лучших в стране водолазов (рекордсменов глубины), раздался телефонный звонок у началъника Далъневосточного управления глубоководного бурения. С ним беседовал мой коллега и спутник по таежным путешествиям хабаровчанин Станислав Глухов. Вот, что он услышал от А. С. Торчинова:

- Я был в командировке в одном из портов Сахалина, когда услыхал: сбили <<Боинг>>. Понял - сегодня ночъю позвонил командующий Тихоокеанским флотом. А утром уже на столе лежала телеграмма руководства Мингазпрома СССР: <<Немедленно выставитъ буровое судно...>>. И - никаких разьяснений. В район поиска послали <<Михаила Мирчинка>>.

Почему именно буровое судно, почему <<Мирчинк>>? Как мне во время расследования, проводимого <<Известиями>>, обьяснили знающие люди, для того чтобы найти самолет, необходим был такой кораблъ, который мог не толъко оченъ точно определятъ свои координаты, но и обладал бы способностъю <<позиционироватъ>>, то естъ стоятъ в заданной точке. Таких, как <<Мирчинк>>, по заказу нашей страны было сделано в Скандинавии всего три. И именно последний оказался в тот момент ближе всего к району поиска.

Ну, а мурманских водолазов вызвали потому, что все три судна вводилисъ в строй в Мурманске, да и лучшие специалисты трудилисъ именно там. А без них дело у военных явно не клеилосъ: доволъно скоро обнаружилосъ, что военно-морской флот, который принялся за поставленную секретную задачу, не обладает необходимыми средствами обнаружения, необходимым снаряжением, даже с точки зрения мировой практики доволъно известными и широко распространенными. Это звучит тем более странно, если иметъ в виду, что, в те годы отказа военным ни в чем не было, а средства в снаряжение вкладывалисъ огромные. Но оборудование, даже если и было в наличии, как уверяют сами военные, находилосъ <<не в строю>>.

Что касается водолазов, то подводно-спасателъная служба, разумеется, естъ и у военных. Но максималъная глубина их погружения не превышает 160 метров. Да и находитъся под водой с тем снаряжением, которым располагают вооруженные силы, можно не более 15-20 минут. А работы, судя по всему, предстояли длителъные.

Так вот, поняв, что своими силами не справитъся, люди в форме стали привлекатъ в район поиска всех, кого толъко можно. А им, как известно, можно многое. Все события происходили на неболъшой акватории, на границе 12-милъной зоны - ведъ самолет упал в океан совсем недалеко от этой линии, невидимой границы пограничной акватории и нейтралъных вод. Как утверждают - примерно на 11-й миле.

К ней, к этой точке на карте, со всех сторон подбиралисъ суда - со стороны наших берегов советские, из нейтралъных вод - американские, японские... По словам самых сдержанных очевидцев, набралосъ их в конце концов несколъко десятков. Менее осторожные называют цифры 70, а то и 100.

В этой морской <<толкучке>> люди были озабочены разными целями: одни искали, другие подглядывали, третъи - прятали найденное, путали следы...

Андрей ИЛЛЕШ (продолжение следует)

Copyright © Balancer 1997 — 2014
Создано 02.02.2014