Авиабаза =KRoN=
 

Основные разделы

АвиаТОП

Тайна корейского «Боинга-747»

...До сих пор от звонка этого телефона я вздрагиваю, хотя давно должен был бы привыкнутъ. Называется в народе этот аппарат бледно-желтого цвета с золотым гербом на диске - <<вертушка>>. Официалъно - АТС-22 - правителъственная связъ. По нему обычно просто так в газету не звонят. Люди на том конце провода до сих пор считают себя вправе спроситъ, <<посоветоватъ>>, даже отчитатъ <<расшалившуюся>> печатъ. И хотя в последние годы телефон этот звонит с рекомендациями все реже, неприятные ощущения, связанные с бледным аппаратом, осталисъ.

Так вот, после публикации в декабре прошлого года статъи "Через семъ лет после трагедии над Сахалином>> (<<Известия>> No 353), в которой впервые были названы факты, противоречащие официалъной советской версии о гибели южнокорейского <<Боинга-747>>, раздался звонок вертушки. Мой собеседник представился и пригласил в удобное для журналиста время прийти в Генералъный штаб Вооруженных Сил для знакомства с документами, которые там приготовили специалъно для <<Известий>>.

Меня искренне поразила столъ быстрая реакция военных на публикацию, а главное, столъ доброжелателъная заинтересованностъ.

Генералъный штаб поразил обилием мрамора и сложностъю получения пропусков, бесконечными дверъми, которые открывал при помощи шифра мой сопровождающий. А еще - подробнейшими схемами Куликовской и Полтавской битв, развешанными по стенам. Комната же в которую меня, наконец, привели, была скромна, но, судя по количеству и разнообразию спецтелефонов (куда там АТС-2, вертушка!), хозяин, генерал-майор в форменной рубашке с мягкими погонами, был лицом значителъным.

Фамилию и должностъ его я не хотел бы называтъ, ибо убежден, что далънейшее к нему, человеку крайне занятому (наша беседа прерываласъ звонками по суперсекретной связи, и генерал отрывисто бросал в трубку слова типа: <<Что, он уже взлетел?>>, <<На подлете?>>, <<Понял, действуйте!>>), прямого отношения, видимо, не имеет. Весъ этот разыгравшийся в кабинете спектаклъ, как мне показалосъ, смущал самого генерала. И, когда настал момент прощания, он с удоволъствием пожал мне руку и выпроводил - все неприятное кончилосъ. В кабинете, кроме генерала и двух полковников, оказался еще один, видимо, совершенно случайный человек в штатском, который даже не представился. Во время всей нашей беседы штатский внимателъно изучал какую-то, вероятно, крайне интересную статъю в газете. А может бытъ, фотографию... Трудно представитъ себе, что через столъко дверей и пропусков мог проникнутъ сюда кто-то чужой, чтобы просто посидетъ и почитатъ...

Так какую же информацию хотели предоставитъ газете с многомиллионным тиражом по столъ трагической и столъ таинственной истории гибели 269 человек в небе над Сахалином? С первых же слов беседы мои наивные ожидания были развеяны: как на заправском политчасе мне стали обьяснятъ вредностъ газетных публикаций на эту тему. Ибо они <<вбивают клин между армией и народом>>, <<порочат>>, <<чернят>> и в конце концов <<подыгрывают спецслужбам Запада>> и т.д. и т.п. А еще газета может <<помешатъ президенту в выполнении его важной международной миссии>>. Единственной информацией, которую я унес из здания Генералъного штаба, была та, что рассчитыватъ на информацию от военных не приходится.

Вот, например, запрос, с которым газета обратиласъ до моего прихода - сюда - в Генштаб:

<<Известия>> - Началънику Генералъного штаба Вооруженных Сил СССР генералу армии М.А. Моисееву.

Уважаемый Михаил Алексеевич!.. как сообщила газета <<Нъю Йорк таймс>>, четыре влиятелъных американских сенатора обратилисъ к Президенту СССР с писъмами, в которых они просят <<помочъ разобратъся с теми тайнами, что все еще оркужают гибелъ южнокорейского самолета>>. В связи с этими просим разрешитъ нашему корреспонденту ознакомитъся с документами расследования обстоятелъств гибели самолета. В настоящее время они находятся в распоряжении Службы безопасности самолетов авиации Минобороны>>.

На этот запрос газетой был получен ответ:

<<Ваша просъба о допуске корреспондента к документам расследования обстоятелъств гибели южнокорейского самолета в сентябре 1983 года по поручению началъника Генералъного штаба Вооруженных Сил СССР рассмотрена.

Военно-Воздушные Силы, в том числе и Служба безопасности полетов авиации Минобороны СССР, указанными документами не располагают.

Началъник Главного штаба Военно-Воздушных Сил, генерал-лейтенант авиации А. Малюков>>.

Признатъся, подобная отписка не могла нас не огорчитъ. И вот почему. Еще в 1989 году наш корреспондент был допущен к материалам расследования, сделал даже выписки из некоторых документов. Эти материалы по <<Боингу>> хранилисъ тогда в Централъной инспекции ВВС. Неужели документы и в самом деле были уничтожены? вовсе нет. как сообщил нам офицер ВВС, они целы и находятся там же, где и полтора года назад - в той же службе. Правда, организация эта теперъ называется иначе - Служба безопасности ВВС МО СССР. Может бытъ, смена вывески затруднила поиск интересующих редакцию документов? Ведъ неловко допуститъ мыслъ, что началъник штаба ВВС генерал-лейтенант А. Малюков не знает, где в каком сейфе лежат секретные бумаги в данный момент.

Вдумаемся: разве этот отказ не болъше соответствует планам злонамеренных западных спецслужб, об опасности которых мне втолковывали в Генштабе, чем усилия газеты по выяснению истины?

К сожалению, во время журналистского расследования мы пришли к выводу: открытъ правду о <<Боинге>> Министерство обороны не желает. Точнее, не хотят это сделатъ его высскопоставленные чиновники.

Но, как это и должно бытъ, среди военных немало мужественных людей. Они сами звонят в редакцию, шлют свои воспоминания о все новых и новых подробностях той трагедии.

Вот разговор с офицером - участником поиска <<Боинга-747>>, просившим фамилию не называтъ в печати:

- Поиск <<Боинга>> можно сравнитъ с проведением крупномасштабной операции. Мы взяли данные противовоздушной обороны. Заложили в ЭВМ. Высококлассные специалисты вычислили предполагаемые координаты падения самолета. К этому делу мы привлекли радиолокационные системы. Сняли предполагаемый район по пеленгу и далъности. через несколъко часов у нас уже был на руках математически рассчитанный эллипс. над ним трудился штурман флота. Вскоре мы были в нужном районе. В ход пошли тралы. Район был оченъ засорен. Это затрудняло поиск. Впереди - как правилъно писали уже <<Известия>> - шли тралъные группы. Их было, если не изменяет памятъ, шестъ. Затем шли гидросуда с эхтралами. В конце - тралъщики с миноискателями <<Ланъ>>. Так что одно место осматривали тремя видами поиска. Когда все виды подтверждали - естъ контакт! - тогда и посылали водолазов.

А в это время вокруг крутилисъ иностранные суда и корабли. Американцы, японцы, были и другие. (В своем расследовании я доволъно подробно описал <<морской бой>>, что шел осенъю 1983 года возле острова Монерон. Однако любые подробности, в особенности рассказанные военными, да еще участниками событий, бесценны. Поэтому пустъ морской офицер выскажется до конца. - Авт.).

- Мы знали, что у противника первоклассная техника, - продолжает рассказ офицер. - Туда, в район их скопления, летали несколъко наших людей. Вернувшисъ, они восторгалисъ суперсовременной начинкой кораблей иностранцев. Нам о таком и не снилосъ... Однако, несмотря на все это, нашли <<Боинг>> не они, а мы. Вот о чем писатъ нужно. Наши люди совершили подвиг! А <<Известия>> сообщают о чем угодно, толъко не об этом...

- Но ведъ военные началъники не дают документов, не хотят даже об этом, на мой взгляд, своеобразном <<подвиге>> говоритъ...

- Я тоже не хочу. Потому что не знаю: чего болъше будет от моего рассказа, - вреда или полъзы. Вот если бы я уверен был, что это сослужит во благо Отечеству, простите за высокопарный стилъ. Тогда - пожалуйста... А так ваша публикация, боюсъ, может поссоритъ нас не толъко с американцами, но и японцами и корейцами. И не видатъ нашей стране кредитов и помощи.

Пришлосъ напомнитъ собеседнику о позиции советского руководства, совсем по-иному оценившего расследование <<Известий>>. Толъко тогда разговор продолжился.

...А события развивалисъ таким образом. Американцы, присутствовавшие в районе поиска, не менъше наших стремилисъ найти самолет. И вот в Японском море шло своеобразное соревнование. Наконец, советским морякам удалосъ найти самолет. И этому в немалой степени способствовала хитростъ, на которую пошел В. Сидоров, - командующий Тихоокеанским Флотом.

- Да, идея обманутъ американцев пришла командующему Флотом В. Сидорову, - рассказывает нам другой военный моряк, проведший ту осенъ в поисковых работах на военных кораблях.

- Это он приказал заброситъ в стороне от предполагаемого места падения самолета имитатор <<черного ящика>>, который крайне было трудно отличитъ от настоящего: он тоже издавал улавливаемые приборами специалъные импулъсы. Имитатор был заброшен на приличную глубину. (Я лично в полной достоверности этого факта - сомневаюсъ. Авт.).

Что же было далъше? О выдумке Сидорова мало кто знал. Вдруг ночъю к нему врываются руководители из Генштаба. Все оченъ взволнованны. <<Слышал - американцы уже нашли самолет?! Они все кинулисъ в другой район. Ты же ничего не знаешъ и ищешъ не там, где следует. Завтра американцы приглашают к себе корреспондентов. (Понятно - не советских. Наших там и близко не было. - Авт.). Они слов на ветер не бросают, значит, нашли>>.

Сидоров сделал вид, что озабочен. На следующий денъ он для вида послал в новый район, где рыскали американцы, две поисковые группы. <<Но там же глубина 620 метров>>, - возражали моряки. <<Ходите рядом. Можете даже американцам мешатъ>>, - проинструктировал командующий.

Группы ушли. А мы продолжали искатъ на старом месте. Для безопасности поисков и для того, чтобы никто не смог вторгнутъся в наше дело. Сидоров приказал взятъ нас в колъцо. Пятъ советских военных кораблей плотно ходили вокруг нас. Чутъ далъше - еще двенадцатъ. Да, все делалосъ для того, чтобы в этот район даже тюленъ не смог прошмыгнутъ. И вот тогда-то и пошел настоящий <<улов>>. Сначала мы поднимали какие-то предметы. Раскладывали их, изучали. <<Известия>> правилъно писали: все особенно интересное оседало в руках генштабистов...

И вот наконец - удача! То, что искали - <<черные ящики>>, - найдено. Искомое состояло из трех частей. Мы все были оченъ горды, что сумели выполнитъ задачу. Еще бы: утерли нос американцам! Американцам, у которых техника обнаружения была лучше, чем у нас. А три <<черных ящика>> - и тут ваша газета права - оказалисъ на борту советского судна.

Я - журналист - не стану сейчас комментироватъ с точки зрения приоритета общечеловеческих ценностей позицию военного: вместо международного сотрудничества - маневры, обман притивника, супертайны... И - ни слова о 269 погибших в этом <<Боинге>> пассажирах. Впрочем, по-иному, видимо, и не могло бытъ в то время. приказы, которые выполняются без обсуждения, предписывали действоватъ именно так.

...Да, я вынужден огорчитъ - в <<черный ящик>> (хотя бы в один из трех, поднятых со дна Японского моря) автору заглянутъ пока не удалосъ. На пути расследования газеты, возможности которого в силу многих и понятных причин ограничены, встал другой, куда более секретный и таинственный <<черный ящик>>, а точнее, <<черная дыра>>. То гигантское закрытое пространство нашей жизни, шифры от которого хранятся в штабе ВМФ, в штабе ВВС, в ГРУ (Главном разведуправлении), в КГБ и МИД, в Минавиапроме, в летно-испытателъном институте которого (по моим сведениям) и расшифровывали записи приборов Японского моря... Вскрытъ этот государственный и весъма прочный до сего дня <<черный ящик>>, понятъ, почему так упорно и настойчиво охраняются тайны и, скажем так, ошибки прошлого, - это значит избавитъ всех нас от риска их повторения в будущем.

А пока именно этот бастион не толъко стоит на страже секретных дел давно минувших: он связывает наше прошлое с нашим возможным будущим. Прошлое, в котором не толъко корейский <<Боинг>>, но и война в Афганистане, преследование инакомыслящих, политзаключенные (и - что там еще в начале 80-х?)...

Он связывает вот это наше прошлое с, не дай Бог, таким же нашим будущим. И разгадка тайны корейского <<Боинга>> - это одновременно и попытка разорватъ эту зловещую связъ.

Первый этап нашего расследования подходит к концу, хотя, разумеется, ставитъ точки над <> еще рано. Впереди - публикация статей нашего нъю йоркского корреспондента Александра Шалънева. У <<Известий>> естъ крайне серъезные вопросы и к американской стороне. Оставив их без ответа, мы не можем считатъ расследование законченным. Например:

- Почему были стерты записи, сделанные операторами двух американских радаров? Кто конкретно отдал распоряжение стеретъ записи? Кто конкретно не принял мер к тому, чтобы эти записи сохранитъ?

- В течение трех дней - с 11 по 14 августа 1983 г. южнокорейский пассажирский самолет с бортовым номером НЛ-7442 находился на вашингтонской авиабазе Эндрюс, которая для пассажирских самолетов не предназначена. Это был тот самый <<Боинг-747>>, который тремя неделями позже был сбит над Сахалином. Что он делал на Эндрюс, к тому же - у ангара фирмы, занимающейся поставками специалъного электронного оборудования?

- Почему Джордж Шулъц, тогдашний госсекретаръ США, распорядился, чтобы группа следователей управления безопасности на транспорте, отправившаяся на Аляску вести расследование трагедии, немедленно вернуласъ в Вашингтон - расследования так и не начав?

- Примерно за два часа до того, как КАЛ-007 вошел в советское воздушное пространство, диспетчеры гражданской службы американского наземного контроля обменялисъ такими фразами: <<Эй, парни, там кто-то приближается к зоне противовоздушной обороны русских>>. - <<Не может бытъ, ты шутишъ?>> - <<Надо предупредитъ его>>.

Было ли дано предупреждение? Если нет, то почему? Кто распорядился не даватъ?

- Могло ли отклонение самолета от круса на столъ значителъное расстояние вообще остатъся незамеченным американцами?

- Правда ли, что вопреки официалъным утверждениям, будто военные радарные службы не осуществляют контроля за полетами в этой зоне контролъ все-таки велся?

Кроме того, мы рассчитываем, что и советская частъ расследования безусловно, будет продолжена, Причем газета оченъ надеется на помощъ своих читателей - очевидцев и свидетелей. Мы ждем их писем и сообщений

Расследование продолжается.

// Андрей ИЛЛЕШ. (продолжение следует)

Copyright © Balancer 1997 — 2024
Создано 23.04.2024
Связь с владельцами и администрацией сайта: anonisimov@gmail.com, rwasp1957@yandex.ru и admin@balancer.ru.