Модернизация истребителей коснулась практически лишь их электронной начинки - поэтому размеры остались неизменными.
Лишь у "Хорнета" была несколько увеличена площадь горизонтального оперения для компенсации увеличившейся массы.
Несмотря на то, что JAS-39 - самый маленький из этих истребителей, по площади крыла он все же превосходит F-16.
Сравним массы и нагрузки.
Несмотря на увеличение боевой нагрузки на 1000 кг, МиГ-29 так и остался самым "легковооруженным" среди кокурентов.
Аналогичная история - с дальностью полета, но все же МиГ стал гораздо ближе к прочим самолетам по этому параметру.
Кажущееся преимущество американских самолетов по боекомплекту становится не таким очевидным с учетом темпов его расходования.
Недостаток 20-мм "Вулкана" - не только в меньшей эффективности снаряда по сравнению с 30-мм, что несколько компенсируется их количеством,
но и в необходимости раскрутки блока стволов перед стрельбой, что требует времени, которое в "догфайте" очень и очень дорого.
Подвеска ракет по две на один пилон позволяет американским истребителям нести
их большее количество по сравнению с европейскими машинами. Совсем слабым выглядит вооружение JAS-39,
но следует учитывать, что первые боевые эскадрильи "Грипенов" еще только формируются, ожидается
их перевооружение на AIM-120B, а в модификации JAS-39C количество ракет средней дальности будет доведено до 4.
Опыт боевых действий показал, что эффективность
ракет "воздух-воздух" средней дальности AIM-7 Sparrow оставляет желать лучшего.
Для замены AIM-7 в США в конце 80-х была разработана совершенно новая УР с активным
радиолокационным наведением - AIM-120 AMRAAM. Практически одновременно появилась и наша аналогичнаая ракета Р-77.
Складывающиеся крылья Р-77 вызвали предположения о ее внутрифюзеляжном размещении,
т.к. вариант AMRAAM со складными крыльями (AIM-120C) предназначался для вооружения F-22.
Французская MICA появилась значительно позднее российской и американской ракет - в конце 90-х.
Примечания:
Максимальная дальность пуска зависит от скорости, ракурса и высоты атакуемой цели.
Реальная дальность захвата цели ГСН ракеты с РЛА или ИК-наведением составляет около 10 км.
Маршевая скорость зависит от высоты полета и взаиморасположения самолетов по высоте.
Ракетное вооружение средней дальности выглядит практически
одинаковым, учитывая тот факт, что дальности пуска более 50 км практически недостижимы из-за
недостаточной мощности БРЛС легких истребителей.
Основное внимание при модернизации БРЛС уделялось возможностям картографирования земной поверхности
и организации нескольких режимов "воздух-земля". Большинство радаров стали цифровыми. К сожалению, данные по шведскому радару добыть не удалось.
Ограничивая дальность пуска ракет средней дальности по цели типа "истребитель"
до 45-50 км, БРЛС легких истребителей фактически уравнивают их шансы в дальнем воздушном бою.
В ближнем бою для ракет кроме дальности и маршевой скорости становятся существенны углы захвата ГСН и маневренность самой ракеты.
Единоличное лидерство Р-73 на арене ближнего воздушного боя
продолжалось не более 10 лет. Даже модернизированный вариант ракеты уже выглядит лишь как равный
при сравнении с современными соперниками. В первую очередь это - израильский Python-4,
в котором аэродинамическая конструкция обепечивает не меньшую маневренность, чем управление вектором тяги
в российской ракете. К сегодняшнему дню уже создан модернизированный вариант "сайдвиндера" для
американских истребителей и AIM-132 ASRAAM для британских, но об этом - в следующем сравнении
(Легкие истребители - 2005).
В то время как маневренность в вертикальной плоскости
у этих истребителей вполне сопоставима, горизонтальная маневренность гораздо лучше у JAS-39 и Mirage-2000,
а ограничение максимальной перегрузки F-18 до 7.5 единиц еще больше подчеркивает
слабость американских машин. По скоростным показателям на большой высоте (порядка 10-11 тыс. метров)
лидируют МиГ и "Мираж", хотя F-16, скорее всего, отстает незначительно. По тяговооруженности F-16 уже превосходит МиГ-29 за счет новых двигателей (на МиГе - все те же РД-33).
Преимущество МиГ-29 в ближнем воздушном бою за счет использования нашлемной системы целеуказания
и ракет Р-73 по сравнению с израильскими F-16 уже отсутствует, благодаря внедрению на последних Display-And-Sight-Helmet с ракетами Python-4.
Европейские и американские F-16 и F-18 вскоре будут оснащены НСЦ JHMCS и ракетами AIM-9X.
Для JAS-39 разработан нашлемный прицел ODEN, но может использоваться и аналогичный - британской разработки с ракетами ASRAAM или AIM-9X.
Учитывая, что сравниваемые истребители принадлежат к 4 поколению,
предполагающему их многоцелевое применение, посмотрим на их возможности при атаке наземных целей.
Тут все очевидно - возможности МиГ-29С по борьбе с наземными целями -
по прежнему минимальны по сравнению с конкурентами. Лишь в варианте МиГ-29СМ, выпуск которого не превысил 50 машин,
была сделана попытка внедрения совеременного ВТО - Х-25,Х-29,Х-31 и КАБ-500Кр.
Широкое распространение на зарубежных истребителях получили противорадиолокационные и противокорабельные ракеты,
управляемые авиабомбы с лазерным наведением.
F-16 имеет возможность борьбы как с целями,
прикрытыми средствами ПВО, применяя ракеты большой дальности AGM-142 Raptor,
либо сочетание ПРУР AGM-88 HARM и AGM-65 Maverick, так и с хорошо укрепленными целями, лишенными
серьезной ПВО - применяя управляемые авиабомбы серии Paveway-2 и Paveway-3 калибром до 1000 фунтов включительно.
Самолет способен вести маневренный воздушный бой на ближней дистанции и поражать несколько целей одновременно - на средней.
F-18 не менее удачный самолет, в котором ударным возможностям уделяется еще большее значение.
Это еще больше почеркивается тем фактом, что F/A-18D из учебно-боевых самолетов были переквалифицированы в двухместные ударные,
с оператором систем вооружения в задней кабине. Тем не менее, в воздушном бою на средней дальности он - один из лучших легких истребителей.
МиГ-29, практически утратив свое подавляющее преимущество в ближнем бою,
приобрел современные ракеты средней дальности и все еще остается серьезным потивником в воздухе,
но плохо приспособлен для борьбы с наземными целями.
Увеличение запаса топлива позволило практически сравняться с конкурентами по радиусу действия,
но истребитель остался узкоспециализированной машиной. Пример - Малайзия,
закупившая одновременно МиГ-29СЭ - на роль основного истребителя и F/A-18D на роль ударного самолета.
На учениях, проведенных Малайзией и Австралией в конце 1998 года, МиГ-29СЭ "сбили" все австралийские F-18A на средней дальности.
Для достижения качественного паритета с американской авиацией необходимо существенное совершенствование ударных возможностей МиГ-29.
Мirage-2000-5 - высокоманевренная машина,
которая может бороться на равных с любым из сравниваемых истребителей, применяя самое современное оружие класса "воздух-воздух".
Способен поражать корабли и наземные цели разнообразным высокоточным оружием, бороться со средствами ПВО.
JAS-39 Gripen - самый легкий истребитель, наиболее подходящий для небольшой европейской страны.
Позволяет реализовать концепцию распределенного базирования. Специализация самолета для решения истребительных,
ударных или разведывательных задач достигается загрузкой соответствующего прораммного обеспечения в бортовой компьютер.
Самолет прост в эксплуатации, отличается высокой маневренностью и минимальной нагрузкой на летчика.
Развитие самолета предполагает дооснащение его современными системами оружия - ракетами "воздух-воздух" AMRAAM AIM-120B,
возможно ASRAAM AIM-132, управляемыми авиабомбами и ракетами "воздух-поверхность" большой дальности.