Истребители 4 поколения (сверхвуковые, маневренные, многоцелевые), начало серийного выпуска которых пришлось на середину 80-х годов, к середине 90-х изменили свой облик незначительно. Основные изменения коснулись их "электронной начинки" и вооружения. Помимо модификаций уже выпускавшихся самолетов - в США F-16 и F-18, в России МиГ-29, во Франции Mirage-2000 добавился шведский собрат JAS-39 Gripen.
      За прошедшие с момента рождения полтора десятилетия F-16 заметно преобразился. Он потяжелел и приобрел возможность применения необычайно широкого спектра высокоточного оружия. Ракеты "воздух-воздух" ближнего боя американских, европейских и израильских производителей были дополнены ракетами средней дальности - AIM-7 и AIM-120. Оружие класса "воздух-поверхность" стало включать противокорабельные, противорадиолокационные ракеты и управляемые авиабомбы с лазерным наведением. Разнообразные системы постановки помех и разведывательные контейнеры еще более увеличили его многофункциональность. Истребитель стал поистине интернациональным - суммарный выпуск превысил 3500 машин, было налажено производство самолетов и их частей не только в США и странах Западной Европы, но и в Турции и в Южной Корее, количество стран - операторов F-16 достигло 20.

     В 1989 году был выпущен F-16C Block 40, который получил наименование Night Falcon благодаря своим возможностям вести боевые действия в ночных условиях. Помимо ночного варианта освещения кабины, самолет был оснащен очками ночного видения и инфракрасной прицельно-навигационной контейнерной системой LANTIRN.

     Последний серийный вариант самолета F-16C Block 50 начал выпускаться с 1991 года. Впоследствии незначительно модифицированные, F-16C Block 40 и Block 50 сегодня являются основными легкими истребителями ВВС и национальной гвардии США. Они стали своеобразным символом военного присутствия США во всех регионах планеты и участниками боевых действий в Ираке и Югославии.
      Если в США ситуация с истребителями для ВВС оказалась печальной для "Хорнета", то на международном рынке F-16 и F-18 продолжили конкурировать. Канада, Испания и Австралия предпочли F-18A. Но все же истребителей F-18 моделей A и C, включая экспорт, было выпущено не более 1500.
      В 1989 году появился F/A-18C с новыми более мощными двигателями. Ударные возможности по сравнению с F/A-18A были значительно увеличены, появилась возможность выполнения заданий в ночных условиях. С 1992 года самолеты стали оснащаться новым цифровым радаром. Именно эти самолеты и составляют сейчас основную массу истребителей-бомбардировщиков американского флота. Наряду с F-15 и F-16, "Хорнеты" стали одними из первых самолетов в мире, оснащенными ракетами "воздух-воздух" с радиолокационным активным наведением. Самое современное оружие класса "воздух-поверхность" также постоянно в арсенале F/A-18, а сами самолеты одними из первых появляются в горячих точках планеты.
      Суммарный выпуск МиГ-29 составил менее 1500 самолетов, которыми были вооружены страны СНГ, Варшавского Договора, Куба, ряд азиатских стран.
      Появление у "вероятного противника" более совершенного оружия "воздух-воздух" не осталось незамеченным и в конце 80-х годов появляется ряд модификаций МиГ-29С, СД и СМ, способных обстреливать одновременно 2 воздушных цели ракетами Р-77, аналогичными американской AIM-120 AMRAAM. В модификации МиГ-29СМ самолет получил возможность применения ВТО "воздух-поверхность" - управляемых ракет Х-25,Х-29,Х-31 и корректируемых авиабомб с телевизионным наведением КАБ-500Кр.
      Истребители "Мираж" постоянно совершенствовались, сохраняя обозначение Mirage-2000C. Выпущенные после 1987 года истребители уже не были приспособлены для применения устаревших ракет Matra Super 530F, а с 1995 года начал серийно производиться Mirage-2000C-5, вооруженный УР средней дальности MICA, аналогичными AMRAAM. Кроме этих ракет, самолет получил весь набор управляемого вооружения для борьбы с кораблями и наземными целями, включая средства ПВО. На экспорт этот вариант самолета начал поступать с 1996 года, под обозначением Mirage-2000-5. Экспортерами истребителей Mirage-2000 стали очень немногие страны, а суммарный выпуск едва превысил 500 самолетов.
      Швеция, начиная с 60-х годов, обеспечивала национальные ВВС за счет собственного производства боевых самолетов. К середине 90-х J-35 Draken и J-37 Viggen морально устарели и на смену им пришел новый истребитель, способный эффективно решать и разведывательные, и ударные задачи. Подобный подход был опробован еще на "Виггенах", но они выпускались в специализированных модификациях - для конкрентных задач.
     Были рассмотрены варианты с закупкой F-16 или F-18, но ни тот ни другой не смогли полностью удовлетворить предъявляемым требованиям. Основными из них были - 1 минута от поступления команды на перехват до подъема самолета в воздух и применение с участков автомагистралей (концепция распределенного базирования). Стоимость закупки 240 F-18 (более соотвествующих требованиям) оказалась вполне сопоставимой со стоимостью разработки собственного истребителя 4 поколения.
     Первый экспериментальный JAS-39 поднялся в воздух в 1988 году. Серийное производство JAS-39A было развернуто в 1993. В 1995 году подписано соглашение между компаниями СААБ и "Бритиш Аэроспейс" о совместном маркетинге истребителей JAS-39.
      К середине 90-х истребители 4 поколения становятся основными в ВВС передовых авиационных держав. Они регулярно модернизируются и даже участвуют в боевых действиях.
      Сравнивать их - дело очень непростое, так как зачастую невозможно определить, как повлияет различие в каком-то параметре на боевую эффективность. Хотите сравнивать сами - вот материал для анализа, снабженный комментариями, более или менее аккуратно собранный и разложенный по полочкам.


      Модернизация истребителей коснулась практически лишь их электронной начинки - поэтому размеры остались неизменными. Лишь у "Хорнета" была несколько увеличена площадь горизонтального оперения для компенсации увеличившейся массы. Несмотря на то, что JAS-39 - самый маленький из этих истребителей, по площади крыла он все же превосходит F-16. Сравним массы и нагрузки.


      Несмотря на увеличение боевой нагрузки на 1000 кг, МиГ-29 так и остался самым "легковооруженным" среди кокурентов.


      Аналогичная история - с дальностью полета, но все же МиГ стал гораздо ближе к прочим самолетам по этому параметру.


      Кажущееся преимущество американских самолетов по боекомплекту становится не таким очевидным с учетом темпов его расходования. Недостаток 20-мм "Вулкана" - не только в меньшей эффективности снаряда по сравнению с 30-мм, что несколько компенсируется их количеством, но и в необходимости раскрутки блока стволов перед стрельбой, что требует времени, которое в "догфайте" очень и очень дорого.



      Подвеска ракет по две на один пилон позволяет американским истребителям нести их большее количество по сравнению с европейскими машинами. Совсем слабым выглядит вооружение JAS-39, но следует учитывать, что первые боевые эскадрильи "Грипенов" еще только формируются, ожидается их перевооружение на AIM-120B, а в модификации JAS-39C количество ракет средней дальности будет доведено до 4.

      Опыт боевых действий показал, что эффективность ракет "воздух-воздух" средней дальности AIM-7 Sparrow оставляет желать лучшего. Для замены AIM-7 в США в конце 80-х была разработана совершенно новая УР с активным радиолокационным наведением - AIM-120 AMRAAM. Практически одновременно появилась и наша аналогичнаая ракета Р-77. Складывающиеся крылья Р-77 вызвали предположения о ее внутрифюзеляжном размещении, т.к. вариант AMRAAM со складными крыльями (AIM-120C) предназначался для вооружения F-22. Французская MICA появилась значительно позднее российской и американской ракет - в конце 90-х.
     


      Примечания:
Максимальная дальность пуска зависит от скорости, ракурса и высоты атакуемой цели.
Реальная дальность захвата цели ГСН ракеты с РЛА или ИК-наведением составляет около 10 км.
Маршевая скорость зависит от высоты полета и взаиморасположения самолетов по высоте.

      Ракетное вооружение средней дальности выглядит практически одинаковым, учитывая тот факт, что дальности пуска более 50 км практически недостижимы из-за недостаточной мощности БРЛС легких истребителей.


      Основное внимание при модернизации БРЛС уделялось возможностям картографирования земной поверхности и организации нескольких режимов "воздух-земля". Большинство радаров стали цифровыми. К сожалению, данные по шведскому радару добыть не удалось.

Ограничивая дальность пуска ракет средней дальности по цели типа "истребитель" до 45-50 км, БРЛС легких истребителей фактически уравнивают их шансы в дальнем воздушном бою. В ближнем бою для ракет кроме дальности и маршевой скорости становятся существенны углы захвата ГСН и маневренность самой ракеты.



      Единоличное лидерство Р-73 на арене ближнего воздушного боя продолжалось не более 10 лет. Даже модернизированный вариант ракеты уже выглядит лишь как равный при сравнении с современными соперниками. В первую очередь это - израильский Python-4, в котором аэродинамическая конструкция обепечивает не меньшую маневренность, чем управление вектором тяги в российской ракете. К сегодняшнему дню уже создан модернизированный вариант "сайдвиндера" для американских истребителей и AIM-132 ASRAAM для британских, но об этом - в следующем сравнении (Легкие истребители - 2005).



      В то время как маневренность в вертикальной плоскости у этих истребителей вполне сопоставима, горизонтальная маневренность гораздо лучше у JAS-39 и Mirage-2000, а ограничение максимальной перегрузки F-18 до 7.5 единиц еще больше подчеркивает слабость американских машин. По скоростным показателям на большой высоте (порядка 10-11 тыс. метров) лидируют МиГ и "Мираж", хотя F-16, скорее всего, отстает незначительно. По тяговооруженности F-16 уже превосходит МиГ-29 за счет новых двигателей (на МиГе - все те же РД-33). Преимущество МиГ-29 в ближнем воздушном бою за счет использования нашлемной системы целеуказания и ракет Р-73 по сравнению с израильскими F-16 уже отсутствует, благодаря внедрению на последних Display-And-Sight-Helmet с ракетами Python-4. Европейские и американские F-16 и F-18 вскоре будут оснащены НСЦ JHMCS и ракетами AIM-9X. Для JAS-39 разработан нашлемный прицел ODEN, но может использоваться и аналогичный - британской разработки с ракетами ASRAAM или AIM-9X.

      Учитывая, что сравниваемые истребители принадлежат к 4 поколению, предполагающему их многоцелевое применение, посмотрим на их возможности при атаке наземных целей.



      Тут все очевидно - возможности МиГ-29С по борьбе с наземными целями - по прежнему минимальны по сравнению с конкурентами. Лишь в варианте МиГ-29СМ, выпуск которого не превысил 50 машин, была сделана попытка внедрения совеременного ВТО - Х-25,Х-29,Х-31 и КАБ-500Кр. Широкое распространение на зарубежных истребителях получили противорадиолокационные и противокорабельные ракеты, управляемые авиабомбы с лазерным наведением.
      F-16 имеет возможность борьбы как с целями, прикрытыми средствами ПВО, применяя ракеты большой дальности AGM-142 Raptor, либо сочетание ПРУР AGM-88 HARM и AGM-65 Maverick, так и с хорошо укрепленными целями, лишенными серьезной ПВО - применяя управляемые авиабомбы серии Paveway-2 и Paveway-3 калибром до 1000 фунтов включительно. Самолет способен вести маневренный воздушный бой на ближней дистанции и поражать несколько целей одновременно - на средней.
      F-18 не менее удачный самолет, в котором ударным возможностям уделяется еще большее значение. Это еще больше почеркивается тем фактом, что F/A-18D из учебно-боевых самолетов были переквалифицированы в двухместные ударные, с оператором систем вооружения в задней кабине. Тем не менее, в воздушном бою на средней дальности он - один из лучших легких истребителей.
      МиГ-29, практически утратив свое подавляющее преимущество в ближнем бою, приобрел современные ракеты средней дальности и все еще остается серьезным потивником в воздухе, но плохо приспособлен для борьбы с наземными целями. Увеличение запаса топлива позволило практически сравняться с конкурентами по радиусу действия, но истребитель остался узкоспециализированной машиной. Пример - Малайзия, закупившая одновременно МиГ-29СЭ - на роль основного истребителя и F/A-18D на роль ударного самолета. На учениях, проведенных Малайзией и Австралией в конце 1998 года, МиГ-29СЭ "сбили" все австралийские F-18A на средней дальности. Для достижения качественного паритета с американской авиацией необходимо существенное совершенствование ударных возможностей МиГ-29.
      Мirage-2000-5 - высокоманевренная машина, которая может бороться на равных с любым из сравниваемых истребителей, применяя самое современное оружие класса "воздух-воздух". Способен поражать корабли и наземные цели разнообразным высокоточным оружием, бороться со средствами ПВО.
      JAS-39 Gripen - самый легкий истребитель, наиболее подходящий для небольшой европейской страны. Позволяет реализовать концепцию распределенного базирования. Специализация самолета для решения истребительных, ударных или разведывательных задач достигается загрузкой соответствующего прораммного обеспечения в бортовой компьютер. Самолет прост в эксплуатации, отличается высокой маневренностью и минимальной нагрузкой на летчика. Развитие самолета предполагает дооснащение его современными системами оружия - ракетами "воздух-воздух" AMRAAM AIM-120B, возможно ASRAAM AIM-132, управляемыми авиабомбами и ракетами "воздух-поверхность" большой дальности.