IP club free services 1000 Stars

Высотный разведчик М-17.

[Авиабаза|Ангар|Самолёты]


      Созданные в Соединенных Штатах на фирме «Локхид» самолеты-разведчики U-2 и TR-1 по законам холодной войны не могли долго оставаться без ответа. И в 1982 году американцы действительно увидели на фотоснимках своего разведывательного спутника неизвестный советский самолет, который своими необычными формами и размерами сразу привлек их внимание. Убедившись, что его испытания в Летно-испытательном институте (г. Жуковский) проходят достаточно успешно (самолет совершал регулярные испытательные полеты) американцы многозначительно назвали его «Мистика». Тогда они еще не знали, что это новый самолет КБ им. В.М. Мясищева М-17. Позже его назвали в СССР менее загадочно — «Стратосфера».
      Эта машина по первоначальному заданию должна была войти в новый разведывательно-ударный комплекс, не уступающий по своим возможностям американскому «Ассолт Брейкер». Впервые М-17 поднял в воздух пилот фирмы Кир Чернобровкин в декабре 1977 года. Американцы же «обнаружили» его только после начала интенсивных испытаний в подмосковном центре. Тогда же на «Стратосфере» летчики установили 25 мировых рекордов высоты, скорости и грузоподъемности.
      Работая над проектом, конструкторы «Стратосферы» перебрали множество вариантов и, не нарушая традиций своей прославленной фирмы, выбрали и отстояли пусть и неожиданный, но наиболее эффективный вариант. По компоновке М-17 представляет собой двухбалочный аппарат с коротким фюзеляжем и «чистым» крылом большого размаха — 40 метров. Кстати, М-17 заново «открыл» эту схему для современных реактивных машин. Но в то время даже его заокеанский аналог TR-1, правда построенный несколько ранее, оригинальностью похвастаться никак не мог. Впрочем, мясищевцы всегда отличались от конструкторов большинства других КБ особым отношением к решениям своих коллег и соперников. Все это вместе взятое и позволило создать машину с лучшими летными характеристиками.
      Специалисты особо отмечают уникальные профиль и механизацию крыла М-17. Его создатели разработали новый сверхкритический профиль крыла, обеспечивающий машине повышенное аэродинамическое качество практически во всем диапазоне скоростей и высот. Крыло М-17 даже стали называть адаптивным. Это результат его изменяемой геометрии профиля (не путать с изменяемой стреловидностью). Данное решение защищено авторским свидетельством в 1971 году. Еще на целую «единицу» удалось повысить аэродинамическое качество крыла за счет оригинальной законцовки крыла. Она оказалась эффективнее «законцовки Уиткомба». О возможностях М-17 свидетельствует его способность планировать с высоты в 1 километр на дальность до 30 километров. Бортовое оборудование М-17 оптимизировано для было решения задач разведывательно-ударного комплекса, хотя пилотажное оборудование в кабине летчика практически ничем не отличается от обычного. Одна из машин М-17 имела и встроенную 23-мм пушку.
      В отличие от «Стратосферы», американские TR-1 и U-2 настолько «выжаты» для достижения максимальной высоты полета, что могут взлетать и садиться практически лишь в безветренную погоду. Об их маневренных характеристиках говорить «не принято», а минимальная и максимальная скорости на некоторых высотах практически равны. Взлет и посадка U-2, как правило, сопровождается самолетом-дублером. Важное значение имеет и температура окружающего воздуха. К тому же, после взлета сбрасываются специальные поддерживающие подкрыльевые стойки. Масса целевой аппаратуры на U-2 минимальна.
      М-17 не дождался «своего» двигателя и на него установили доработанный РД-36-51В. Ранее его планировали использовать на советском сверхзвуковом пассажирском самолете Ту-144. Однако и с такой неоптимальной силовой установкой «Стратосфера» показала великолепные летные качества. Хотя обычные двигатели развивают на высоте лишь три процента от своей максимальной тяги у поверхности земли.
      После прекращения в СССР в одностороннем порядке в 1987 году работ над созданием военным вариантом М-17, его переоборудовали для ведения высотной экологической разведки. Теперь его можно использовать также и для восстановления озонового слоя, противоградовой защиты. Специализированной же машиной для осуществления задач подобного рода стал российский самолет М-55 «Геофизика», созданный на базе М-17.


[Авиабаза|Ангар|Самолёты]

Web design =KRoN= 02.06.98