Отработав на ряде опытных самолетов (Е-4, Е-5, Е-6) аэродинамическую схему с треугольным крылом, ОКБ А. Микояна запустило в 1959г. в серию новый истребитель, получивший название МиГ-21. В октябре 1959 г. на МиГ-21 был установлен абсолютный мировой рекорд скорости 2388 км/ч на высоте 15-25 км. Всего на МиГ-21 было установлено 17 мировых рекордов.
МиГ-21 представляет собой свободнонесущий моноплан, имеющий треугольное среднерасположенное крыло малого удлинения. Крыло оснащено элеронами и простыми закрылками со скользящей осью вращения.
На МиГ-21 установлено катапультируемое кресло КМ-1 класса 0-0, позволяющее покидать самолет в большем диапазоне скоростей и на любой высоте.
Для улучшения путевой устойчивости самолет снабжен подфюзеляжным килем. Под рулем направления размещается контейнер тормозного парашюта. Топливная система самолета состоит из 7 фюзеляжных резинотканевых баков и четырех крыльевых кессонов общей емкостью 2470 л.
На самолете применено трехстоечное шасси. Тормоза - пневматические. Гидросистема образована двумя самостоятельными контурами. Воздухозаборник - лобовой с автоматической плавной регулировкой. В зависимости от модификации на самолете устанавливали двигатели конструкции С. К. Туманского Р-11Ф-400 (1 х 5б00 кГс), Р-11Ф2-300 (1 х 6200 кГс), Р-13-300 (1 х 6600 кГс), Р-25-100 (1 х 7300 кГс). На МиГ-21 возможна подвеска стартовых пороховых ускорителей.
В 1989г. начались работы над новой модификацией самолета - МиГ-21И. Только за счет оснащения МиГ-21 современным радиоэлектронным оборудованием, удалось достичь многократного повышения боевой эффективности по сравнению с последней модификацией МиГ-21БИС. МиГ-21И оснастили многофункциональной когерентной импульсно-доплеровской БРЛС “КОПЬЕ”, превосходящей по основным характеристикам американскую РЛС AN/APG-68, устанавливаемую на истребителях F-16C.
МиГ-21И может нести 2 ракеты средней дальности класса “воздух-воздух” Р-27 или 4 УР ближнего боя Р-73Э, либо 1 ПКР Х-35 на подфюзеляжном пилоне. Диапазон высот перехватываемых целей расширился до 0.03 - 22 км. В перспективе на самолете планируется установить новый ДТРДФ РД-3З, используемый в настоящее время на МиГ-29.
МиГ-21 является одним из самых массовых самолетов миря. Серийно он выпускался 28 лет (с 1959 по 1986г.). Истребитель МиГ-21 состоит на вооружении стран СНГ, бывших стран Варшавского договора, Финляндии, Германии, Вьетнама, Кубы, многих стран Азии и Африки. Небольшое количество самолетов состоит на вооружении ВВС США (эскадрилья “Агрессор”). По советской лицензии МиГ-21 строятся в Индии и Китае.
По маневренным характеристикам и тяговооруженноети МиГ-21 превосходит истребители “Мираж-3С” и F-104 “Старфайтер”.