Завершены испытания новой системы дозаправки в воздухе МиГ-29СЭ. Первыми этой системой будут оснащены самолеты Малайзийских ВВС.

Объединение МАПО-МИГ завершило длившиеся два месяца испытания системы дозаправки в воздухе для экспортной версии истребителя МиГ-29СЭ и готово оснастить ею самолеты ВВС Малайзии.
Разработка этой системы является логическим шагом в русле долгосрочной стратегии по расширению функциональных возможностей семейства самолетов МиГ-29 посредством его последовательных модификаций.
Созданный как эффективный истребитель воздушного боя, МиГ-29 имеет малый запас топлива. Ни один из 1250 выпущенных самолетов (из которых более 400 состоят на вооружении 22 зарубежных стран) не оборудован системой дозаправки в воздухе. Запас топлива может быть увеличен путем использования трех подвесных топливных баков — одного центрального и двух подкрыльевых. Это позволяет увеличить перегоночную дальность самолета до 3000 км или увеличить его радиус действия.
Однако по мере превращения МиГ-29 в многоцелевую машину и с ростом массы вооружения, направленного против воздушных и наземных целей, встала проблема увеличения запаса топлива. Для ее разрешения ибыла разработана система дозаправки в воздухе.
Начальник отдела стратегического планирования МАЛО Александр Агеев заявил корреспонденту нашего журнала, что работы по оснащению МиГ-29 подобной системой были предусмотрены российско-малайзийским контрактом, заключенным 7 июня 1994 г. Контракт стоимостью 560 млн долл. предусматривает поставку 16 боевых истребителей МиГ-29СЭ, двух учебно-боевых МиГ-29УБ и проведение их последующих модернизаций. В том числе: увеличение массы боевой нагрузки до 3 т, оснащение системой дозаправки в воздухе, удовлетворяющей стандартам НАТО, а также оснащение более совершенными вооружением и РЛС.
При проектировании системы дозаправки использован опыт, полученный при разработке подобных систем для перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31. Наконечник штанги топливоприемника был унифицирован, чтобы обеспечить прием топлива как от российского самолета-заправщика Ил-78, так и от заправщиков западного производства, таких, как КС-10.
По словам главного конструктора МиГ-29 Валерия Новикова, единственной сложностью при проектировании системы были небольшие размеры отсеков, в которых размещаются агрегаты системы дозаправки топливом в полете, и очень компактное размещение элементов конструкции. В результате часть топливопровода, примыкающая к штанге топливоприемника, выступает наружу за обводы фюзеляжа.
В созданной системе дозаправки в воздухе используется традиционный подход, включающий подвижную штангу топливоприемника, расположенную с левой стороны фонаря кабины пилота. Система может использоваться для пополнения пс только внутренних баков, но и подвесных. Одна дозаправка в воздухе одного внутреннего и трех подвесных баков увеличивает перегоночную дальность до 6000 км. Система дозаправки в воздухе не влияет на полетные характеристики, устойчивость или управляемость самолета.
В том случае, если боевая задача не требует дозаправок в воздухе, опорная балка, поддерживающая топливоприемник, и выступающие части топливопровода могут быть демонтированы в течение часа и, в случае необходимости, установлены вновь. Конструкция системы дозаправки такова, что может быть установлена па любом МиГ-29 с минимальными затратами.
Полуавтоматическая система управления полетом самолета МиГ-29СЭ была модифицирована с целью упростить процесс сближения и стыковки с самолетом-заправщиком. Поиск заправщика и гарантированная встреча с ним обеспечивается бортовой системой ближней радионавигации.
После того, как штанга топливоприемпика выпущена, летчик переключает систему управления в режим «стабилизация при дозаправке». По данным специалистов МАПО-МИГ и летчиков российских ВВС, участвовавших в испытаниях по дозаправке в воздухе от танкера Ил-78, новая система управления превосходит все прочие, применяемые на российских военных самолетах.
Полеты по программе завершившихся в январе летных испытаний проводились на высотах до 8000 м со скоростью 400-600 км/ч с использованием заправщика Ил-78. Полеты выполнялись также в диапазоне скоростей 350-500 км/ч, имитируя дозаправку от КС-130. Малайзия располагает соединением из шести транспортных самолетов С-130, которые могут быть переоборудованы в заправщики.
Из 18 МиГ-29, поставленных в Малайзию в 1995 г., 16 МиГ-29СЭ должны быть дооборудованы системой дозаправки. Относительно дооборудования самолетов МиГ-29 российских ВВС ничего нс известно.
AVIATION WEEK & SPACE TECHNOLOGY
Еженедельник авиации и космической технологии / весна 1996 года

Страницу подготовил Сергей Рыжиков