IP club free services


Бомбардировщик Су-34 - аналогов нет.

[Авиабаза|Ангар|Самолеты|Су-34]

Владимир Ильин, Ефим Гордон.
(Перевод с английского =KRoN=)

Су-27ИБ - прототип Су-34.
Су-27, пока все еще лучший массово производимый истребитель завоевания превосходства в воздухе, сегодня стал успешным примером продолжения развития основной модели. Это позволило создать целое семейство самолетов различного назначения на основе этого фронтового истребителя. Последний и, вероятно, наиболее экзотический самолёт этого семейства - бомбардировщик Су-34, совершивший первый полет 18 декабря 1993 года в Новосибирске. Разработка двухместной модели Су-27 с кабиной экипажа, где пилоты сидят не как обычно, тандемом, а рядом, поскольку так принято в современной бомбардировочной авиации (в частности, так сидят пилоты Су-24 и General Dynamics F-111), была начата в ОКБ П.О.Сухого в середине 1980-х. Сначала самолёт с такой конструкцией предназначался быть тренировочной машиной для подготовки пилотов авианосцев. При сидении рядом инструктор и пилот взаимодействовали бы лучше, кроме того они, имели бы превосходный обзор воздушного пространства впереди и внизу, что является особенно важным для успешной посадки на палубу. Сокращения в бюджете на разработку российских авианосцев, которые произошли в недавних 1980-х, не могли не иметь никакого эффекта на разработку палубной авиации. Создание таких машин отошло на второй план, и работы над проектом были остановлены. В тот же время ВВС выражали интерес к двухместному ударному самолёту, намереваясь постепенно заменить старый фронтовой бомбардировщик Су-24M. "Наземный" вариант двухместного Су-27 блестяще подходит для этой роли. Этот самолёт удовлетворяет всем требованиям истребителя-бомбардировщика нового поколения.

Прототип ударного самолёта фронтовой авиации, известный как Су-27ИБ, был создан перепроектированием серийно изготавливаемого учебно-боевого Су-27УБ. На Новосибирском заводе им. В.П.Чкалова была создана новая носовая часть с бронированной кабиной экипажа. Передние края расширенной почти до крыльев кабины экипажа теперь имеют цельноповоротное ПГО. Это значительно изменило аэродинамику машины, улучшило маневренность и взлетно-посадочные характеристики (эта технология была отработана сначала на экспериментальном T-10-24 в 1986 и была реализована на других разработках ОКБ Сухого типа палубного Су-27К для ВМФ и многоцелевого Су-35 для ВВС). Воздухозаборник был значительно переделан, став неизменняемым (высокая скорость при большей высоте не имела никакой важности для истребителя-бомбардировщика, работающиго главным образом на малой высоте, с крыльями, загруженными различным вооружением). Двигатели и мотогондолы также были изменены.

Первый раз Су-27ИБ (который в бюро был известен под кодовым названием Т-10Б) поднялся в небо с одним из лучших пилотов ОКБ, Анатолием Ивановым, 13 апреля 1990 года. Детали испытаний всё ещё не раскрываются, но совершенно неожиданно ИТАР-ТАСС опубликовало по своим каналам фотографию необычного вида Су-27 снижающегося на палубу авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов". Заголовок под фотографией корреспондента А. Кремко был "посадка на палубу ТАКр "Тбилиси". Это была первая официальная фотография Су-27ИБ. И действительно во время испытаний самолёт пролетал пару раз над палубой, но, согласно официальной информации из бюро, это было выполнено для исследования условий посадки палубных самолётов. Но тогда возникает вопрос - почему этого нельзя было сделать на других машинах, которые уже делали многочисленные посадки на палубу? Имеется также другой (неофициально подтвержденный служащими бюро) вариант событий: фотография была пропущена преднамеренно, чтобы создать на Западе иллюзию разработки новой палубной машины, чтобы отвлечь внимание от нового ударного комплекса.

Но внезапно тайна была раскрыта вскоре после того, как Су-27ИБ был публично продемонстрирован в 1992 на закрытой выставке при Мачулиши (недалеко от Минска) во время встречи в столице Белоруссии всех глав СНГ, включая президента России Бориса Ельцина. Организаторы выставки (которая проходит, специально для правительства, приблизительно, один раз каждые два года) расчитывали, что показывая новые перспективные изделия президенту, они смогут получить некоторое финансирование для продолжения исследовательских работ и для производства предсерийного прототипа. Представители Министерства Обороны и Министерства Авиационной промышленности надеялись также получить заказы для серийного производства Су-27К, Су-27М, МиГ-29М, МиГ-31М и, конечно, Су-27ИБ. И действительно деньги для первой (10 самолётов) партии Су-27К, Су-27М и МиГ-31М были найдены.

Но, относительно Су-27ИБ, с тех пор не было никаких важных известий. Изданные тем же самым ИТАР-ТАСС после выставки в Мачулиши фотографии Су-27ИБ со всем вооружением, не оставляли сомнений о назначении самолета. Таким образом в начале 1992 года в мире узнали о создании нового типа истребителя-бомбардировщика в России. После Мачулиши Су-27ИБ демонстрировался в полете на Мосаэрошоу в 1992 и 1993 годах. Машина пилотировалась заслуженным летчиком - испытателем Евгением Ревуновом и штурманом-испытателем 2-го класса Евгением Донченко. ИБ шел в строю с двумя Су-27ПУ (Су-30) из группы Анатолия Квочура. Они имитировали дозаправку от танкера Ил-78. Тогда экипаж выполнил множество маневров высшего пилотажа, показывающих превосходные качества управления самолёта. Это позволило появиться в прессе множеству фотографий, которые позволили наблюдателям полностью оценить машину.

Су-34.
В начале 1994 года два экспериментальных Су-34 были построены на серийном предприятии в Новосибирске. Они значительно отличались от прототипа. Имели новое шасси с тандемным расположением колес. Такая конструкция позволяет использовать самолёт на плохо подготовленных полосах (и, как следствие, его лучшая боевая живучесть в условиях, когда все главные взлетно-посадочные полосы разрушены, так как это случилось в Ираке в 1991). В хвостовой части фюзеляжа, между двигателями, разработчики поместили мощную радиолокационную станцию заднего обзора. Это вынудило конструкторов переместить тормозной парашют с конуса хвостовой балки в верхнюю часть фюзеляжа, сделав его скользящим.

Бомбардировщик Су-34 предназначен для уничтожения точечных сильно охраняемых целей в любую погоду, днём или ночью. Достижение цели обеспечивается установкой наиболее сложного на сегодняшний день радиоэлектронного бортового оборудования, включая многофункциональную радиолокационную станцию с высоким разрешением, способную наблюдать любую незначительную по размерам наземную цель и позволяя атаковать с высокой точностью. РЛС заднего обзора способна не только предупреждать экипаж о нападении врага, но может наводить ракеты "воздух-воздух". Ракеты способны уничтожать вражеские управляемые ракеты также, как и самолёты. Ни одна иностранная ударная машина на сегодня не имеет подобных возможностей.

Истребитель-бомбардировщик оборудован мощным комплексом навигации. В управлении Су-34 задействована многоканальная ЭДСУ. Также установлена система активного радиоэлектронного противодействия ("ECM" в западной терминологии). Кабина экипажа снабжена мультифункциональными дисплеями и системой ИЛС (индикатор лобового стекла - "HUD"). Пилоты также имеют шлемы, которые позволяют выполнить захват цели для управляемых ракет "одним взглядом", что значительно уменьшает время применения оружия (которое является особенно важным в полёте на малой высоте, когда экипаж имеет только секунды для обнаружения, идентификации и уничтожения цели).

Один из главных боевых режимов полёта Су-34 - низковысотный полёт с огибанием рельефа. Однако самолёт, выполненный на базе истребителя, и имеющий малое крыло, будет подвергнут чрезмерному эффекту турбулентности от близости земли. Это может неблагоприятно воздействовать на физическую работоспособность экипажа при выполненнии дальних низковысотных полетов и, в некоторых случаях, может привести к катастрофе (по этой причине, в частности, ограничена дальность низковысотного участка полёта американского McDonnell-Douglas F-15E "Strike Eagle". Эта машина также создана на базе истребителя и имеет РЛС огибания местности). В случае Су-34 комфортные условия для полёта на малой высоте достигаются использованием автоматической системы подавления колебаний (такое оборудование используется пока только на американском стратегическом бомбардировщике Rockwell B-1B).

Низко-высотный профиль полета выводит самолёт из досягаемости высоко- интеллектуальных систем перехвата типа ЗРК и истребителей но делает его доступной целью для портативных ракет "земля-воздух" (ПЗРК) и малокалиберной артиллерии ПВО. Это потребовало некоторых серьезных мер по улучшению защиты машины. Полезно вспомнить, что в течение Вьетнамской войны в 1968 американские Военно-Воздушные силы потеряли три из шести новейших бомбардировщиков, General Dynamics F-111A, которые летали на чрезвычайно низких высотах. Два из них пали жертвами малокалиберной ариллерии ПВО. Британские ВВС потеряли шесть истребителей-бомбардировщиков "Торнадо" - от Иракских ПЗРК и артиллерии ПВО в течении операции "Буря в пустыне". Они также применяли низковысотные полёты и не имели никакой брони. Потери небронированных американских истребителей-бомбардировщиков General Dynamics F-16 были ещё больше. В то же самое время совершенно защищенный от снарядов малого калибра и ракетных осколков штурмовик Су-25, был трудной целью для ПВО афганских моджахедов, которые имели в своём распоряжении, многочисленные артиллеристские средства ПВО и новейшие ПЗРК американского, британского, китайского и советского производства (в течение восьми лет тяжелой войны были потеряны только 23 Су-25). Боевой опыт низкоговысотного использования авиации был учтен создателями Су-34. Кабина экипажа сделана (впервые в мировой практике для этого типа машин) в форме бронированной капсулы с титановыми стенками 17 мм в толщину. Другие жизненно важные элементы конструкции имеют подобную защиту, особенно топливные баки и двигатели. Суммарный вес защиты - 1 480 кг. Все это в дополнение к мерам защиты, реализованным на Су-27 (который имел раздельные топливные баки с пористым заполнением) обеспечивают Су-34 высокую живучесть в полёте на малой высоте над территорией противника в пределах досягаемости средств ПВО. В последнее время уменьшение радиолокационной, тепловой и визуальной заметности машины стало главным критерием их выживаемости (технология "Stealth"). Очевидно, все, что связано с мерами по уменьшения заметности машины, составляет государственную тайну как в России, так и в других странах (достаточно помнить какой завесой секретности, американцы обернули работы над их "невидимками" - F-117A и B-2B). Но даже поверхностное рассмотрение Су-34, дает возможность сделать вывод, что этот самолёт имеет меньшую эффективную поверхность рассеивания (ЭПР), чем у других аппаратов этого класса. Ясно видно, как интегральная компоновка самолёта, (характерная особенность всего семейства Су-27) объединена с кардинально измененной, сглаженной носовой частью, напоминающей носовую часть американского бомбардировщика B-2. Большой "клюв" радара отсутствует (радиолокационная антенна, и воздухозаборник определяют ЭПР боевого самолёта в передней полусфере). Все это плюс радиопоглащающее покрытие и материалы позволяют сделать Су-34, намного менее заметным на экране радара, чем такие машины, как Су-24, F-111 и F-15E (по словам представителя бюро, на малой высоте Су-34, будут иметь такую же радиолокационную заметность как современные крылатые ракеты, а мы знаем, что этот класс оружия имеет ЭПР меньше чем 1 квадратный метр)

Другая особенность, которая увеличивает живучесть Су-34 - присутствие второго набора средств управления для оператора системы наведения. Дополнительные меры были приняты для обеспечения выживания экипажа в случае, если истребитель-бомбардировщик получит фатальное повреждение: системы катапультирования гарантируют аварийный выброс из самолёта в три раза быстрее, чем это было в Су-27.

Превосходная аэродинамика, огромная емкость внутренних топливных баков, обеспеченная в конструкцией самолёта, высокоэкономические двухконтурные двигатели с цифровой системой управления, зонд для дозаправки в воздухе и пилоны для подвески дополнительных топливных баков позволяют Су-34 покрывать большие расстояния, приближающиеся к боевому радиусу средних бомбардировщиков (Ту-16, Ту-22, Ту-22М). Без дозаправки и внешних топливных баков самолёт может летать на 4 000 км - дальше чем американские истребители-бомбардировщики McDonnell-Douglas F-15 с дополнительными топливными баками. Необходимо упомянуть то, что тактические бомбардировщики прошлого поколения, особенно самолёты Су-24 и F-111, также имели очень хорошие параметры дальности. Однако было невозможно полностью использовать их технические возможности из-за неучёта факторов эргономичности, которые приводили к быстрой усталости экипажа. Экипажи тактических бомбардировщиков также как и некоторых стратегических (Ту-22, Ту-22M, FB-111, B-58) вынуждены провести весь полет в катапультационном кресле в фиксированном положении. Ассенизационное оборудование (вещь, необходимая даже таким сверхлюдям как пилоты ;) отсутствовало или было несовершенным. Не имелось никаких средств горячего питания в полете. Дальний полет на Су-34 стал намного более удобным. Воздушная система поддерживает давление, соответствующее высоте 2 400 м. при высоте 10 000 м. Это позволяет экипажу летать без кислородных масок. Размещена мощная система кондиционирования. Все это гарантируют высокую эффективность экипажа в дальнем полете, еще больше увеличивая боевой потенциал Су-34.

Доступ пилотов в кабину также упрощен и осуществляется лестницей через люк переднего колеса. Кабина экипажа была создана настолько просторный, что, во время демонстрации Су-27ИБ генеральным конструктором Михаилом Симоновом командующим ВВС и ВМФ, главнокомандующий ВВС генерал-полковник авиации П.С.Дейнекин отметил: "Она заметно больше, чем у стратегического Ту-160". Это может быть некоторым приувеличением, но позади отсека экипажа нового ударного "Су" имееются и туалет и устройство для подогрева пищи. Конструкция кабины позволяет экипажу покинуть кресло и принимать вертикальное положение в специальном отсеке позади кабины экипажа для отдыха. Промежуток между креслами позволяет ложиться в коридоре между ними и отдыхать в горизонтальном положении в случае необходимости. Вооружение Су-34 включает внутреннюю пушку ГШ-301 (30 мм), очень точные самонаводящиеся и управляемые ракеты (которые всегда могут использоваться и как неуправляемые) и бомбы с эффективным радиусом от 0 до 250 км; управляемые ракеты воздух-воздух Р-77 и ракеты ближнего боя Р-73. Суммарная нагрузка вооружения на внешней подвеске может достигать 8 000 кг. На сегодня Су-34 не имеет никаких прямых зарубежных аналогов. F-111 (также как сопоставимый с ним российский Су-24) принадлежит устаревшему поколению. Более новые F-15E "Strike Eagle" принадлежат классу многоцелевых истребителей (также как российские Су-30 и Су-35). Да, F-15E, к примеру, сохраняя возможность вести воздушный бой обладает многочисленными возможностями ударных штурмовых операций. Однако ограниченная низковысотная продолжительность полета, меньший радиус действия, отсутствие любой серьезной брони и неспособность бороться с ракетами в задней полусфере не позволяет нам, рассматривать "Strike Eagle" эквивалентом Су-34. Вероятно, американский авианосный ударный самолёт, который разрабатывался в рамках программы A/FX, был концептуально близок новому истребителю-бомбардировщику конструкции бюро Сухого. Но проект был остановлен в США из-за вопросов финансирования в декабре 1993. Если, несмотря на экономические трудности нашей страны, финансирование программы Су-34 продолжат, то в конце 1990-х годов российские ВВС получат мощное совершенное боевое оружие, которое обеспечит защиту национальных интересов страны с большей эффективностью и меньшими расходами чем тактические ударные самолёты старшего поколения. В то же самое время Су-34 имеет огромный потенциал экспорта. В последнее время на международном рынке авиации наметилась тенденция к спросу на тяжелый тактический ударный самолет, способный поражать цели высокоточным оружием на большой дальности. Израиль подписал контракт со США на 20 самолётов F-15I (израильский вариант F-15E), Саудовская Аравия приобрела 72 F-15S - ещё один вариант F-15E. Несколько ранее Саудовская Аравия приобрела истребители-бомбардировщики Торнадо. Австралийские ВВС имеет на вооружение F-111C, Ирак и Сирия обладают Су-24КМ. Очевидно, что при хорошей стратегии маркетинга и умной рекламе Су-34 может стать безусловным лидером на рынке машин этой весовой категории в конце 1990-х, начале 2000-х годов Характеристики машины:
Вес:
максимальный взлётный:> 35 000 кг,
оружия на внешних подвесках:8 000 кг.
Лётные данные:
Максимальная скорость на высоте:1.8М,
на уровне моря:1 400 км/ч.
дальность полета без подвесных баков и дозаправки в воздухе:4 000 км


"Чем выше они, тем жёстче падают... На тебя."

[Возможный] девиз [наземных] ВВС.


Исходная статья взята с Watson's military page.
За перевод не пинать, лучше просто укажите на неточности ;) =KRoN= 30.12.97

[Авиабаза|Ангар|Самолеты|Су-34]

Web design =KRoN= 30.12.97