Авиабаза =KRoN=
 

Основные разделы

АвиаТОП

Палубный многоцелевой истребитель, Грумман /США/

F-14 Tomcat

Характеристики
 F-14F-14AF-14D
ПроизводительГрумман  
Экипаж2 человека  
Год принятия на вооружение 19721984
Окончание серийного производства1992  
Всего произведено для ВМФ США632  
Размеры
 F-14F-14AF-14D
Размах крыльев, ммаксимальный19.54  
минимальный11.65  
для авианосцев110.15  
Длина19.10 м  
Высота4.88 м  
Площадь крыла52.49 м2  
Угол стреловидности, градминимальный20  
максимальный65  
для авианосцев175  
Массы
 F-14F-14AF-14D
Масса пустого18950 кг  
Масса топлива7350 кг  
Масса топлива в ПТБ1725 кг  
Максимальная масса нагрузки на внешних узлах6580 кг  
Взлётная масса33725 кг  
Силовая установка
 F-14F-14AF-14D
Двигатели 2 ТРДДФ Пратт-Уитни TF-30-P-414A (TF30-414A)2 ТРДДФ Дженерал Электрик F110-GE-400
Максимальная тягабесфорсажная 2x5600 кГс (2x54.96 кН)2x7260 кГс (2x71.2 кН)
форсажная 2x9480 кГс (2x93.00 кН)2x12250 кГс (2x120.1 кН)
Лётные данные
 F-14F-14AF-14D
Максимальная скорость1995 км/ч (М=1.88) (2400 км/ч2)  
Посадочная скорость232 км/ч  
Длина разбега762 м  
Длина пробега732 м  
Практический потолок16150 м  
Практическая дальность с ПТБ2965 км (3200 км2)  
Максимальная эксплуатационная перегрузка7.0  
Вооружение
 F-14F-14AF-14D
20-мм пушка MK-61A1 «Вулкан»1,  
боевая нагрузкадо 1300 кг ракет AIM-54 «Феникс», ракеты AIM-7 «Спарроу», AIM-9 «Сайдвиндер»  
    1. - в «парковочном» варианте
    2. - по другим данным

F-14 «Tomcat»

Основной тяжёлый двухместный палубный истребитель ВМС США предназначен в основном для обеспечения ПВО, сопровождения тактических бомбардировщиков и завоевания превосходства в воздухе. Самолёт нормальной схемы с высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности и двухкилевым оперением.

Самолет поступил на вооружение в 1972 г. и был спроектирован как перехватчик береговой охраны. «Томкэт», двухместный палубный истребитель, был назван «предельной военно-воздушной оружейной системой», или суперсамолетом.

«Томкэт» был спроектирован для частичной замены F-4 «Фантом», стоявших на вооружении военно-морских сил США.

F-14 появился в конце 60-ых, когда военно-морской флот начал разработку самолета, специализировавшегося на воздушной защите флота. С тех пор, как F-14 был сделан компанией Грумман, он получил название «Кэт», и так как человеком, стоявшим за проектом был адмирал Том Кэнели, новый самолет в итоге был назван «Томс кэт». Хотя, «Tomcat» по английски обозначает ещё и просто кота.

«Томкэт» обладал изменяемой геометрией крыла, которая могла меняться в воздухе, в соответствии с высотой и скоростью полете. Стреловидные крылья самолета могут раскладываться до положения, перпендикулярного фюзеляжу, что необходимо для маневрирования на низких скоростях, например, при заходе на авианосец. Также крылья могут принимать дельтовидную геометрию для скоростных виражей, выполняемых со сверхзвуковой скоростью. Конструкция со складывающимися крыльями позволяет разместить больше самолетов на палубе авианосца.

Другой причиной для проектирования крыла с изменяемой геометрией было улучшение маневренности в воздушных поединках. В отличие от любого другого самолета с изменяемой геометрией крыла «Томкэт» имеет маленькие лопасти, которые автоматически создают правильно направленные потоки воздуха над крылом. Эти лопасти объединены в автономную систему управления, которая автоматически управляет геометрией крыльев без вмешательства пилота. Это позволяет пилоту сконцентрироваться на выполнении виража, так как самолет «сам» выбирает оптимальное положение крыла.

F-14 превосходит по маневренности устаревший F-4 «Фантом». Что касается вооружения, «Томкэт» оснащен как ракетами AIM-54 «Феникс», управляемыми радаром, так и 20-мм пушкой и другими управляемыми ракетами. Уникальная ракета «Феникс» была специально спроектирована для F-14. «Феникс» имеет самую большую дальность полета из всех американских ракет класса «воздух-воздух». Дальность полета «Феникса» составляет более 180 км. Объединенные характеристики радиуса действия «Томкэт» и дальности полета «Феникса» привели к тому, что самолет противника, вооруженный противокорабельными ракетами, теоретически может быть перехвачен и сбит, прежде чем он сможет подойти на расстояние, опасное для американского флота.

В 1984 г. военно-морской флот США, наконец-то, получил денежные средства для модификации F-14 и оснащения его двигателями Дженерал Электрик F-110 и новой полностью цифровой авионикой. Эта модернизированная модель была названа F-14D.

Конструкция

Доля основных материалов в конструкции планера составляет: алюминиевые сплавы - 39.4%, титановые сплавы - 24.4%, сталь - 17.4% и КМ - 0.6%.

Фюзеляж типа полумонокок обеспечивает увеличение несущей плоскости на 40% дополнительно к площади крыла.

Целевое оборудование

Установленная на F-14A система упpавления оpужием Хьюз AN/AWG-9 массой 591 кг и объёмом 0.70 м3 состоит из 30 блоков и включает импульсно-допплеpовскую РЛС, pаботающую в диапазоне частот I/J (длина волны около 3 см) и имеющую плоскую волноводно-щелевую антенную pешётку диаметpом 0.91 м с пpедельными углами отклонения от +65 до -65 гpад по азимуту и от +60 до -60 гpад по углу места. Масса РЛС с антенной и гидpопpиводом 290 кг. РЛС может pаботать в импульсных, импульсно-допплеpовских pежимах и pежиме непpеpывного подсвета цели (для полуактивной ГСН УР AIM-7). Для обеспечения действий по воздушным целям пpедусмотpены следующие pежимы: обнаpужения целей с поиском по скоpости пpи высокой частоте повтоpения импульсов (ЧПИ); обнаpужения целей с измеpением дальности пpи высокой или низкой ЧПИ и наведения pакет одновpеменно на шесть из них (пуск УР AIM-54 должен осуществляться на дальности до 90 км); сопpовождения одновpеменно до 24 целей на пpоходе пpи высокой или низкой ЧПИ и наведения pакет одновpеменно на 6 из них (пуск УР AIM-54 на дальности до 115 км, AIM-7 - до 70 км, AIM-9 до 16 км). Дальность обнаpужения цели типа истpебителя (ЭПР около 5 м2) в pежиме с низкой ЧПИ составляет 115 км, с высокой ЧПИ - 215 км, кpылатой pакеты (0.4-0.5 м2) в pежиме с высокой ЧПИ - 120 км, бомбаpдиpовщика (20 м2) - до 315 км.

Модификации

  • F-14A - исходный двухместный многоцелевой истребитель с ТРДДФ TF-30.
  • F-14A/B+ - предложенные фирмой Грумман в 1992 г. модифицированные варианты самолёта F-14A и F-14B
  • F-14A++ - исследующийся флотом США с 1992 г. модифицированный вариант самолёта F-14A с использованием ИНС.
  • F-14B - усовершенствованный многоцелевой истребитель с двигателями F110, небольшими модификациями конструкции и кабинного оборудования.
  • F-14C - вариант с ТРДДФ F401 и усовершенствованным БРЭО.
  • F-14D «Супер Томкэт» - вариант с ТРДДФ F110 и усовершенствованным БРЭО.

Первые серийные самолёты F-14 начали поступать на вооружение ВМС США в октябре 1972 г. Всего к моменту окончания производства в 1992 г. флоту США было поставлено 632 самолёта.

Вооружение

Встроенная пушка М61А-1 (20 мм, 6000 выстр/мин, 675 снарядов) слева по борту в носовой части фюзеляжа. Под фюзеляжем могут размещаться четыре УР средней дальности AIM-7 «Спэрроу» в полуутопленном положении или четыре УР большой дальности (до 185 км) AIM «Феникс» на специальных платформах. На F-14D, а с 1991 г. на F-14A внедрена система бомбометания.

Ссылки

Источники

  • Ильин, Левин. «Истребители»
  • Н.И.Рябинкин. «Современные боевые самолёты»
  • «Энциклопедия вооружений» фирмы «Акелла»



Фотографии и схемы

Copyright © Balancer 1997 — 2024
Создано 19.04.2024
Связь с владельцами и администрацией сайта: anonisimov@gmail.com, rwasp1957@yandex.ru и admin@balancer.ru.