Материал публикуется с согласия автора.

      Программа строительства экспериментальных самолетов с жидкостными ракетными двигателями начала осуществляться в США в 1944 году. Толчком к созданию таких аппаратов послужили сведения об аналогичных разработках в нацистской Германии, полученные американской разведкой.
      В 1945 году компания Bell получила контракт на создание самолета, получившего обозначение «XS-1». В последующие годы для наименования этого самолета использовалось обозначение «X-1». Основные технические параметры машины были сформулированы специалистами Национального консультативного совета по аэронавтике (NACA, в 1958 году переименовано в Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства - NASA), а строительство финансировалось военно-воздушными силами. Целью создания самолета, как и всей программы в целом, являлось достижение сверхзвуковой скорости и изучения условий полета с большими числами Маха на больших высотах.
      Программа реализовывалась в два этапа. В 1946 - 1951 годах полеты совершались на самолетах типа «Х-1», а в 1953 - 1958 годах - на самолетах типа «Х-1А» (модифицированный вариант «Х-1»).
      Всего было построено шесть самолетов: три типа «Х-1» - «XS-1 # 1» («X-1-1»), серийный номер 46-062; «XS-1 # 2» («X-1-2»), серийный номер 46-063; «X-1 # 3» («X-1-3»), серийный номер 46-064; и три типа «Х-1А» - «Х-1А», серийный номер 48-1384; «Х-1В», серийный номер 48-1385; «X-1D», серийный номер 48-1386. Самолет с серийным номером 46-063 принимал участие в первой фазе испытаний под обозначением «XS-1 # 2», а во второй - под обозначением «Х-1Е».
      Все самолеты данного типа имели прямые крылья и прямое оперение. Были снабжены четырехкамерными жидкостными ракетными двигателями XLR-11 производства компании Reaction Motor Inc. с тягой 27 кН. Их конструкция была расчитана на перегрузки от + 18 до - 10 g. Топливо - жидкий кислород и спирт, разбавленный водой в отношении 5:1.
      Так как время работы двигателя не превышала 4 минут, ракетный самолет поднимался в воздух на самолете-носителе (использовались бомбардировщики В-29 и В-50) и на высоте 9000 метров происходило их отделение. Посадка самолета осуществлялась на типовой посадочной полосе аэродрома.
      Перечень всех полетов, осуществленных в рамках программы, приведены в таблицах 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7.
      Среди основных достижений программы надо отметить первый полет со сверхзвуковой скоростью, осуществленный 14 октября 1946 года пилотом Charles YEAGER. Скорость звука была превышена впервые в мире.
      Небольшое отступление. Существуют неподтвержденные документально сведения о том, что полеты со сверхзвуковой скоростью совершались немецкими летчиками еще в годы Второй мировой войны 1939-1945. Учитывая технические достижения немецких авиаконструкторов, это вполне вероятное предположение. Но, так как никто никогда не претендовал на приоритет в данном вопросе, официально принято считать, что полет Charles YEAGER был первым.

      В ряде полетов в 1954 году была достигнута высота превышающая 27000 метров, что тоже являлось наивысшим показателем на тот момент.
      Из всех построенных экземпляров самолета, три потерпели однотипные аварии: в момент заправки произошел взрыв топлива. Так как заправку необходимо было производить непосредственно перед стартом, она осуществлялась в бомбовом отсеке самолета-носителя. Так были потеряны самолеты «X-1D» (22 августа 1951 года), «X-1-3» (9 ноября 1951 года) и «Х-1А» (8 августа 1955 года) - при взрыве все они были выброшены за борт. Самолеты-носители при взрывах получали незначительные повреждения.

Copyright © 1998 Александр ЖЕЛЕЗНЯКОВ.
http://www.ipclub.ru/space/