Авиабаза =KRoN=
 

Основные разделы

АвиаТОП

Проект стратегического сверхзвукового бомбардировщика, ОКБ Р.Л.Бартини

А-55 / А-57

Проект

В 1952 г. Роберт Людвигович Бартини - начальник отдела перспективных схем Сибирского научно-исследовательского института авиации им.С.А.Чаплыгина (СибНИА;Новосибирск) создает проект самолета Т-203. Будучи великолепным математиком, он буквально "вычислил" схему самолета с крылом переменной по передней кромке стреловидности. Без особенно дорогих продувок и существенных затрат.

Проект Р.Л.Бартини, представленный в 1955, планировал создание сверхзвуковых летающих лодок-бомбардировщиков А-55 и А-57. Они имели возможность пополнять запасы топлива в океане, в непосредственной близости от берегов противника, с надводных кораблей и подводных лодок. Кроме того, для гидросамолетов не требовались огромные аэродромы со сверхпрочными многокилометровыми бетонными ВПП, являвшимися отличными мишенями для ударных средств противника. Первоначально проект был отклонен, т.к. заявленные характеристики посчитали нереальными. Помогло обращение в С.П.Королеву, который помог обосновать проект экспериментально.

Конструкция

Самолет А-57 представлял собой стратегическую комплексную систему, включающую сам гидросамолет-амфибию, способный взлетать и садиться на водную поверхность, а также на снег и лед (это допускало возможность использовать аэродромы передового базирования, размещенные в Арктике на дрейфующих льдинах), и тяжелый управляемый реактивный снаряд РСС, создававшийся в ОКБ П.В. Цыбина и располагавшийся на самолете-носителе. Самолет предполагалось выполнить по схеме "бесхвостка" с ярко выраженной интегральной компоновкой (собственно фюзеляж практически отсутствовал). "Самобалансирующееся" крыло (балансировка достигалась круткой по размаху) с минимальным суммарным волновым и индуктивным сопротивлением, имеющее переменную стреловидность по передней кромке, имело в центре сверхкритический выпуклый вниз профиль, а на концах - выпуклый вверх. Колесное шасси отсутствовало, взлет и посадка на лед и воду выполнялись с использованием убирающейся под центральную часть самолета гидролыжи. Для взлета с обычного аэродрома предполагалось использовать сбрасываемые после отрыва от земли колесные тележки. Экипаж самолета составлял три человека. А-57 должен был нести оборудование, необходимое для автономной эксплуатации в океане или на арктической льдине: имелось необходимое шкиперское оборудование, сквозной проход вдоль всей лодки, гальюн для экипажа. Все операции по первоочередному техническому обслуживанию бомбардировщика выполнялись в пределах обводов крыла и вертикального оперения, т. е. самолет можно было обслуживать на плаву.

Оборудование

По тем временам оборудование летающей лодки было верхом совершенства: БРЛС СВР-1, активные системы РЭП "Роза" и "Веник", система постановки пассивных помех ТРС-45, навигационный комплекс "Ветер", комплекс связи "Планета" и гидроакустическая система связи с подводными лодками "Охотск". Расчетная максимальная скорость А-57 составляла 2500 км/ч, практический потолок (в зависимости от полетной массы) 18 000- 23 000 м, практическая дальность 15 000 км. Самолет с взлетной массой 250 т предполагалась оснастить пятью ТРДФ НК-10Б (5 х 26 000 кгс) либо, временно, НК-6 (5 х 22 500 кгс), размещенных пакетом, установленным над корпусом лодки, в ее хвостовой части между килями, наклоненными внутрь. Над двигателями должна была устанавливаться крылатая ракета РСС, кроме того, имелся внутренний грузоотсек для размещения термоядерной бомбы массой 3000 кг.

Состояние

Для продолжения работы над проектом Р.Л. Бартини в апреле 1957 г. был откомандирован из СИБНИА в ОКБС МАП (Москва). К работе по А-57 привлекаются коллективы ЦАГИ и ЦИАМ. Были исследованы режимы взлета самолета с воды и возможности длительного пребывания его на плаву. Комиссия МАП, в работе которой приняли участие представители ЦАГИ, ЦИАМ, НИИ-1, ОКБ-156 (А.Н.Туполева) и ОКБ-23 (В.М.Мясищева), дала положительное заключение по проекту, однако правительственное решение о постройке самолета так и не было принято.

А-55 представлял собой уменьшенный вариант А-57, обладавший средней дальностью.

Всего с 1952 по 1961 Р.Л. Бартини вел работы по пяти проектам сверхзвуковых самолетов-амфибий, выполненных по схеме «бесхвостка» - А-55, А-57, Р, Ф-57 (Р-57) и Р-57АЛ, на которых предполагалась установка двигателей НК-6, НК-10 или ВК-15М.

Р-57 - фронтовой сверхзвуковой бомбардировщик-амфибия, имеющий лыжное шасси.

А-58 - Ядерный морской бомбардировщик. По ЛТХ близок к Ту-16, Ту-22. По схеме и конструкции идентичен А-57. Амфибия.

В 1961 г. конструктором был представлен проект сверхзвукового дальнего разведчика Р-57-АЛ - развития А-57 с ядерной силовой установкой.

Характеристики
 А-57
Экипаж, чел3
Массы и нагрузки
 А-57
Взлетная масса, кг250000
Силовая установка
 А-57
Число двигателей5
Тип двигателейТРД НК-10Б или НК-6
Тяга двигателя(форсаж), кгс5х 26000 или 22500
Летные данные (расчетные)
 А-57
Максимальная дальность полета, км12000
Максимальная скорость полета, км/ч2500

Ссылки

Copyright © Balancer 1997 — 2019
Создано 19.04.2019
Связь с владельцами и администрацией сайта: anonisimov@gmail.com, rwasp1957@yandex.ru и admin@balancer.ru.