Су-34

Polygon

Краткое описание конструкции, оборудования и вооружения.

[Авиабаза->Ангар->Россия->ОКБ Сухого->Су-34]
[«Полноцветная» версия|Форум|Предложения]

[ I | II | III | IV ]

Конструкция и компоновка

Ниже на основе публикаций в печати, фото- и видеоматериалов рассматриваются особенности конструктивно-компоновочного решения самолета Су-34, возможный состав его оборудования, вооружения и основные характеристики.
Су-34 в общих чертах сохранил особенности аэродинамической компоновки и взаимного расположения основных агрегатов конструкции, свойственные семейству самолетов Су-27. Практически не изменились форма в плане и обводы крыла и оперения, в остальном, однако, конструкция его совершенно другая. Су-34 имеет новую головную часть фюзеляжа, усиленное крыло, вертикальное оперение, как на Су-27, но без подбалочных гребней, переднее горизонтальное оперение (аналогичное применяемому на самолетах Су-27К и Су-35), новое шасси. В отличие от серийного истребителя Су-27 самолет Су-34 оснащается нерегулируемыми воздухозаборниками, несколько ограничившими его летно-технические характеристики (главным образом, максимальное число М полета), но позволившими упростить и облегчить конструкцию и обеспечить уборку двухколесных тележек основных опор шасси.
Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме с дополнительным передним горизонтальным оперением (ПГО) и имеет интегральную компоновку. Среднерасположенное трапециевидное крыло небольшого удлинения, оснащенное развитыми наплывами, на котором установлены консоли ПГО, плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. Два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами размещены в отдельных мотогондолах, установленных под несущим корпусом самолета на расстоянии друг от друга, позволяющем избежать их аэродинамического взаимовлияния и подвешивать на пилонах между ними различные образцы авиационного вооружения и контейнеры с оборудованием. Обтекатели шасси плавно переходят в хвостовые балки, на которых установлены цельноповоротные консоли стабилизатора с прямой осью вращения и двухкилевое разнесенное по внешним бортам балок вертикальное оперение. Шасси самолета трехопорное, убираемое в полете, со спаркой колес на передней опоре и двухколесными тележками на главных опорах.
Фюзеляж самолета интегрально сопрягается с крылом. В головной части фюзеляжа, начинающейся радиопрозрачным обтекателем бортовой радиолокационной станции (РЛС), имеющим эллиптическую форму и острые боковые кромки, оборудована кабина экипажа и ниша уборки передней опоры шасси. В носовой части обтекателя РЛС имеется штанга основного приемника воздушного давления (ПВД) с антеннами радионавигационного оборудования (на опытных экземплярах на ней установлены также дополнительные датчики углов атаки и сноса). В отсеке оборудования перед кабиной слева размещена выпускаемая штанга-приемник системы дозаправки топливом в полете.
Бронированная двухместная кабина экипажа обеспечивает размещение летчика и штурмана-оператора рядом. Вход в нее осуществляется не традиционно через верхний фонарь (он в процессе эксплуатации открывается только для обслуживания и демонтажа катапультных кресел), а через нишу передней опоры шасси с помощью встроенного трапа. Экипаж размещается на катапультных креслах К-36ДМ, а достаточно просторная кабина позволяет летчику или штурману встать в полный рост, выполнить физические упражнения для восстановления работоспособности. Кабина оборудована термосом, прибором подогрева пищи, аптечкой, ассенизационным устройством. Для надежной защиты экипажа от попадания пуль и снарядов кабина выполнена в виде единой бронекапсулы (впервые такая конструкция была применена на самолете-штурмовике Су-25).
Головную часть фюзеляжа завершает закабинный отсек, в котором на стеллажах и этажерках размещен основной объем радиоэлектронного оборудования (доступ к нему осуществляется через нишу передней опоры шасси), а также патронный ящик с боекомплектом пушки. В средней части фюзеляжа размещены основные топливные баки-отсеки. Под фюзеляжем по оси симметрии между мотогондолами по схеме тандем установлено два узла подвески вооружения.
Хвостовая часть фюзеляжа состоит из двух мотоотсеков двигателей, хвостовых балок и центральной балки. В верхней части гондол имеются эксплуатационные люки для доступа к выносным коробкам приводов и основным агрегатам двигателей, последние два силовых шпангоута гондол размыкаются для обеспечения снятия двигателей при замене по схеме “назад-вниз”. Центральная балка, завершающаяся выступающим назад радиопрозрачным обтекателем большого диаметра, включает в себя задний топливный бак, отсек контейнера тормозных парашютов и отсек радиоэлектронного оборудования. Хвостовые балки имеют узлы крепления горизонтального и вертикального оперения, в них установлены бустеры стабилизатора и организованы отсеки общесамолетного оборудования.
Нерегулируемые воздухозаборники двигателей совкового типа имеют прямоугольное сечение со скругленной нижней кромкой и размещены под наплывом крыла. Расположение поверхности торможения воздухозаборника - горизонтальное, клин торможения отодвинут от поверхности несущего корпуса, а между крылом и клином образованы щели для слива пограничного слоя. Имеются створки подпитки и перепуска воздуха.
Крыло самолета состоит из центроплана и отъемных консолей. Консоли имеют угол стреловидности по передней кромке 42°. Удлинение крыла 3.5, сужение - 3.4. Механизация представлена отклоняемыми флаперонами, выполняющими функции закрылков и элеронов, и двухсекционным поворотным носком. Углы отклонения флаперонов +35... ...-20°, поворотного носка - 30°. Выпуск флаперонов и отклонение носка производятся на взлетно-посадочных режимах, а также при маневрировании. Консоли крыла имеют кессонную схему, в них оборудованы топливные баки-отсеки. На каждой консоли имеются узлы установки четырех пилонов (в том числе одного на торце крыла) для подвески вооружения. Вместо крайних пилонов на торцы крыла могут устанавливаться контейнеры с аппаратурой радиоэлектронного противодействия. В центроплане имеются ниши для уборки основных опор шасси и узлы их крепления. В наплывах крыла размещено радиоэлектронное оборудование, а в правом наплыве находится установка 30-мм одноствольной скорострельной автоматической пушки. В нем выполнены специальные щели и жалюзи для охлаждения пушки, а для защиты обшивки от раскаленных газов при стрельбе в районе среза ствола установлен экран из жаропрочной стали.
Горизонтальное оперение - дифференциально отклоняемый стабилизатор, управляемый с помощью электродистанционной системы. Консоли трапециевидной формы (угол стреловидности по передней кромке 45°) имеют размах 9.8 м и площадь 12.2 м. Углы отклонения стабилизатора +15 ... -20°, для управления по крену возможно дифференциальное отклонение половин горизонтального оперения с “ножницами” 10°.
Вертикальное оперение - двухкилевое, стреловидное (угол стреловидности по передней кромке 40°), площадью 15.4 м. Каждый киль оснащен рулем направления (площадь двух рулей 3.5 м, углы отклонения 25° в каждую сторону). В верхней части килей под радиопрозрачными обтекателями размещены антенны различных радиотехнических устройств.
Переднее горизонтальное оперение, установленное в торце наплыва крыла, состоит из двух цельноповоротных консолей размахом 6.4 м и площадью около 3 м . Угол стреловидности по передней кромке консолей 53.5°.
Шасси самолета трехопорное, убирающееся. На основных опорах телескопического типа устанавливаются двухколесные тележки с размещением колес КТ-206 размером 950х400 мм по схеме “тандем”. На управляемой передней опоре полурычажного типа установлена спарка колес КН-27 размером 680х260 мм. Основные опоры шасси убираются вперед по полету в ниши центроплана с разворотом тележек, передняя убирается назад в отсек под кабиной экипажа. Основные размеры шасси: база 6.6 м, колея - 4.4 м.

Силовая установка и общесамолетное оборудование

Силовая установка самолета включает два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами АЛ-31Ф или их модификации. На серийных самолетах Су-34 могут применяться более мощные и экономичные модификации АЛ-31Ф, известные в печати под названиями АЛ-31ФМ и АЛ-35Ф и располагающие тягой, по разным данным, от 12800 до 14000 кгс (соответственно 125.6 и 137.3 кН).
Топливная система самолета состоит их четырех баков увеличенного объема (трех - в фюзеляже и центроплане и одного - в консолях крыла), насосов подкачки и перекачки топлива и топливомерно-расходомерной аппаратуры. Возможна установка сбрасываемых подвесных топливных баков. На самолете имеется система дозаправки топливом в полете с выпускаемой штангой-топливоприемником в головной части фюзеляжа перед кабиной и двумя фарами ночной заправки. Дозаправка может осуществляться от самолетов-заправщиков Ил-78 (Ил-78М) и Су-24М, оборудованных унифицированным подвесным агрегатом заправки УПАЗ.

Гидропневмосистема

Самолет оборудуется независимыми гидросистемами закрытого типа с приводом каждой от своего двигателя. Гидросистема используется для выпуска и уборки шасси, торможения колес, работы системы дистанционного управления, питания приводов (бустеров) органов управления, гидроцилиндров механизации крыла, выпуска и уборки защитных сеток воздухозаборников. Воздушная система используется в качестве аварийной для выпуска шасси, служит для наддува кабины и блоков оборудования и т.п.
Электрооборудование служит для обеспечения потребителей постоянным и переменным током. Включает генераторы постоянного и переменного тока, приводимые в действие от роторов работающих двигателей, преобразователи однофазного и трехфазного тока, аккумуляторные батареи в качестве резервного источника электроснабжения. В числе потребителей электроэнергии посадочные и рулежные фары, аэронавигационные огни, система внутрикабинного освещения.
Средства аварийного покидания самолета и снаряжение экипажа. На самолете установлены унифицированные катапультные кресла К-36ДМ, обеспечивающие аварийное покидание терпящей бедствие машины во всем диапазоне высот и скоростей полета, включая режимы движения самолета по аэродрому. Катапультирование осуществляется вверх через проемы двух сбрасываемых створок фонаря. В распоряжении каждого члена экипажа имеется носимый аварийный запас (НАЗ) с автоматическим радиомаяком, спасательным надувным плотом, продуктовым запасом, лагерным снаряжением, средствами сигнализации и медикаментами. Снаряжение экипажа состоит из высотно-компенсирующих костюмов или высотных морских спасательных комплектов, защитных шлемов и комплекта кислородного оборудования.

Специальное бортовое оборудование

На серийных самолетах Су-34 будет устанавливаться разнообразное обзорно-прицельное, пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование, аппаратура бортового комплекса обороны, системы объективного контроля и регистрации параметров.
Обзорно-прицельное оборудование должно включать многорежимный радиолокатор переднего обзора и оптико-электронную прицельную систему с лазерно-телевизионной аппаратурой и нашлемной системой целеуказания. Можно предположить, что часть дополнительного оборудования (например, телевизионно-командная или тепловизионная аппаратура) будет размещаться в сменных подвесных контейнерах. Кроме того, наличие большого радиопрозрачного обтекателя в хвостовой части фюзеляжа может свидетельствовать о том, что на Су-34 планируется установить и радиолокационную станцию заднего обзора. Отображение информации от систем прицельно-навигационного комплекса должно осуществляться на индикаторе на лобовом стекле и многофункциональных индикаторах на жидких кристаллах на приборной доске кабины.
В состав пилотажно-навигационного оборудования должны входить система воздушных сигналов, система автоматического управления, инерциальная навигационная система, доплеровский измеритель скорости и углов сноса, система спутниковой навигации, радиотехнические системы ближней и дальней навигации, маркерный приемник, самолетный ответчик, другая аппаратура. Аппаратура бортового комплекса обороны может включать станции радиотехнической разведки и активных помех, аппаратуру обнаружения пуска ракет по их тепловому излучению (теплопеленгатор), устройства выброса пассивных помех - ложных тепловых целей и дипольных отражателей. Управлять столь сложным и многообразным бортовым оборудованием должны современные цифровые вычислительные машины. Общее число их на борту можно оценить, как пять-семь.

Вооружение

Вооружение самолета включает встроенную пушку ГШ-301 калибра 30 мм, а также управляемые, корректируемые и неуправляемые ракеты и бомбы широкой номенклатуры, размещаемые на 12 точках подвески. Управляемое ракетное вооружение класса “воздух-воздух” включает до 6 ракет средней и увеличенной дальности типа Р-27 различных модификаций с тепловой (Р-27Т, Р-27ЭТ) и полуактивной радиолокационной (Р-27Р, Р-27ЭР) головками самонаведения, до 8 ракет средней дальности РВВ-АЕ с комбинированной системой наведения и до 6 самонаводящихся ракет ближнего боя типа Р-73.
Управляемое и корректируемое вооружение класса “воздух-поверхность” включает тактические ракеты малой дальности Х-25М и Х-29 различных модификаций с лазерной, телевизионной и тепловизионной системами наведения, корректируемые ракеты С-25Л, ракеты средней дальности Х-31 П (А) с пассивной (активной) радиолокационной головкой самонаведения и телевизионно-командные ракеты Х-59М, корректируемые бомбы калибра 500 и 1500 кг типа КАБ-500 и КАБ-1500 с лазерной, телевизионной и телевизионно-командной системами наведения. Число ракет Х-59М и бомб КАБ-1500 на самолете может достигать трех, число других ракет “воздух-поверхность” и 500-килограммовых корректируемых бомб - шести. Основные характеристики некоторых образцов управляемого ракетного вооружения классов “воздух-воздух” и “воздух-поверхность” и корректируемого бомбардировочного вооружения, применяемых на самолете Су-34, приведены в табл. 1-3.
Имеется на самолете и традиционное неуправляемое вооружение: авиабомбы калибра от 100 до 500 кг, контейнерные системы (типа КМГУ), неуправляемые авиационные ракеты С-8, С-13 и С-25 калибра 80, 122 и 266/340 (420) мм соответственно. Неуправляемые ракеты С-8 устанавливаются в 20-ствольные блоки Б-8М, С-13 - в 5-ствольные блоки УБ-13, С-25 - в одноразовые пусковые устройства 0-25. По составу и количеству подвешиваемого неуправляемого авиационного вооружения Су-34 соответствует модификациям истребителя Су-27, доработанным для действий по наземным целям, - самолетам Су-27СК, Су-27М (Су-35), Су-30 (Су-З0МК). Максимальная масса боевой нагрузки самолета Су-34 составляет 8000 кг.

[ I | II | III | IV ]

[Авиабаза->Ангар->Россия->ОКБ Сухого->Су-34]
[«Полноцветная» версия|Форум|Предложения]
-е посещение страницы с 26.07.1999
© =KRoN= =KRoN= .. 09-22-1999