РСР (Р-020) / НМ-1

Стратегический разведчик

ОКБ П.В.Цыбина

[Авиабаза->Ангар->Самолёты->Россия->Цыбин]
[«Полноцветная» версия|Форум|Предложения]

Характеристики

 РСРНМ-1РГСР
Первый полетПроект 7 апреля 1959Проект
Экипаж, чел111
Геометрия
Длина, м  26,7
Размах крыла, м  8,5
Силовая установка
Число двигателей222
Тип двигателейТРДД Д-21ТРД АЛ-5ТРДД А-30
Тяга двигателей, кгс на крейсерском режиме 2х 2200   
максимальная 2х 5000 2х 5000 
Лётные данные (расчетные)
Максимальная скоpость, км/ч (М=)(2,8)(0,98) 
Посадочная скорость, км/ч220   
Практический потолок, м30000   
Динамический потолок, м42000   

Проект

В 1953 П В.Цыбин, работавший в ОКБ-1 С.П.Королева, начал разработку тяжелого управляемого реактивного снаряда РСС (С-30), которым могли вооружаться стратегические самолеты А-57 Р.Л.Бартини, М-50 В.М.Мясищева и Ту-95С30. Управление полетом и наведение на цель этого летательного аппарата должно было осуществляться с борта носителя. Данная схема условно именовалась «овца и пастух».
С 23 мая 1955 г. началась работа над одноместным межконтинентальным бомбардировщиком РС, способным развивать скорость до 3000 км/ч. Его предполагалось оснастить двумя спаренными ЖРД-ускорителями и двумя крейсерскими прямоточными воздушно-реактивными двигателями (ПВРД) РД-012 конструкции М.М.Бондарюка. Этот проект конкурировал с аналогичной системой РСС-52, включавшей М-44 и М-52 В.М.Мясищева.
В воздух РС должен был поднимать специально модернизированный в 1958 г. самолет Ту-95Н, а с 1956 в ОКБ А.Н.Туполева начал прорабатываться специальный сверхзвуковой носитель - самолет «108», который мог также нести и подвесной бомбардировщик Ту-100.
Расчетная суммарная дальность этой двухступенчатой системы составляла 12500-13500 км. Эскизный проект был выпущен 31 января 1956 г., однако в дальнейшем выяснилось, что термоядерная бомба весом не менее 3000 кг в сочетании с необходимостью размещения на борту пилота со всеми необходимыми системами жизнеобеспечения для полета продолжительностью несколько часов не позволяют уложиться в заданные ограничения по массе.
После успеха МБР Р-7 С.П.Королева, был закрыт целый ряд проектов, использующих ПВРД, в том числе  стратегических крылатых ракет наземного базирования Мясищева М-40 «Буран» и Лавочкина Ла-350 «Буря». РС перепроектировали в 1956 в высотный сверхзвуковой РСР (реактивный стратегический разведчик) и Цыбин обратился в правительство СССР с предложением о создании такого самолета. В том же году было организовано ОКБ-256 Госкомитета авиационной техники(ГКАТ) при Совете Министров СССР, главным конструктором которого назначили Павла Владимировича. Начальником отдела планера стал В.Б.Шавров. Тактико-технические требования на самолет утвердили 15 января 1957 года, а через полгода - и эскизный проект.
По расчетам, РСР должен был обладать феноменальными для того времени летно-тактическими характеристиками и поражать необычным внешним видом. По сути, он являлся предвестником известного американского разведчика SR-71.

Конструкция

В конструкции и оборудовании реактивного самолета-разведчика использовались многие новаторские решения, не имевшие аналогов в авиационной технике тех лет. Прежде всего самолет был рассчитан на длительный крейсерский полет со сверхзвуковой скоростью, соответствующей М=2,65 на высотах 26-28 тыс. м. Динамический потолок мог достигать 42 км. Таким образом, осуществляя «подскок» до динамического потолка при проходе зон противовоздушной обороны вероятного противника, он оказывался недосягаемым для средств ПВО. Этому способствовала также уникальная система активного радиопротиводействия, разработанная под руководством В. Казакова.

JPEG 1000x523 44 Кб, НМ-1
«Вестник Воздушного Флота» 6'96
РСР предназначался для решения комплекса разведывательных задач в любых метеоусловиях днем и ночью. При этом благодаря высокой степени автоматизации управления полетом и работой бортового разведывательного комплекса (БРК) удалось сократить численность экипажа до одного пилота. В состав БРК входили четыре аэрофотоаппарата (для съемки в надир, вперед и в стороны), радиолокационный визир с фотоприставкой, аппаратура радиотехнической разведки.
Самолет-разведчик предполагалось оснастить первыми в СССР сверхзвуковыми двухконтурными ТРДД Д21 конструкции П. Соловьева с максимальной тягой у земли 5 т и тягой на крейсерском режиме 2,2 т.
К наиболее интересным особенностям конструкции РСР можно отнести крыло малого удлинения трапециевидной формы в плане, битрапециевидного профиля относительной толщиной 2,5% с ярко выраженными острыми передней и задней кромками. Расположением двигателей на концах крыла конструкторы компенсировали перетекание воздуха между нижней и верхней его поверхностями, что обеспечило высокие значения коэффициента подъемной силы как на сверхзвуковых режимах (К=5,3), так и на малых скоростях (посадочная скорость - всего 220 км/ч). Этот же прием позволил разгрузить конструкцию крыла при полете на основных режимах и, как следствие, снизить массу, приходящуюся на 1 м2 его поверхности, до рекордно малой величины - 26 кг.
Были применены цельноповоротные киль и стабилизатор, а также фланцевые технологические стыки шести отсеков фюзеляжа, аналогичные применяемым в ракетной технике. Топливные баки-отсеки являются несущими за счет создания избыточного внутреннего давления, что типично для баллистических ракет.
Необычным было велосипедное шасси с подкрыльевыми опорами, которые убирались в мотогондолы. Использование преимущественно алюминиевых сплавов, несмотря на существенный аэродинамический нагрев при полетах на сверхзвуковых режимах, заметно снизило массу планера. Размещение авионики в основном в передней части фюзеляжа на двух тонкостенных балках под легкосъемным носовым обтекателем оживальной формы обеспечивало доступ к оборудованию при обслуживании и ремонте.

НМ-1

В связи с тем что аэродинамическая компоновка и многие технические решения вызывали споры среди авиационных специалистов, решили вначале изготовить и провести летные испытания так называемой натурной модели РСР, которая получила условное наименование НМ-1. Этот экспериментальный самолет с турбореактивными двигателями АЛ-5, построенный на авиазаводе в Дубне, использовался для подтверждения тактико-технических характеристик РСР на скоростях до М=0,98.
Конструкцию НМ-1 для экономии времени существенно упростили, однако аэродинамическая компоновка была полностью идентичной. При испытаниях применялась оригинальная конструкция взлетно-посадочных устройств, ранее отработанная на экспериментальных планерах серии ЛЛ. Устройства включали колесную тележку, которая сбрасывалась непосредственно после взлета, и посадочную лыжу с деревянным (из ясеня) башмаком.
Первый полет на НМ-1 выполнил 7 апреля 1959 года летчик-испытатель ЛИИ МАП Амет-Хан Султан. А всего их в 1959-60 было осуществлено тридцать два! В результате оказались полностью подтверждены расчетные характеристики, в том числе на критических и закритических режимах, взлете и посадке. Испытания рассеяли почти все сомнения относительно возможности достичь на РСР приемлемых летных характеристик на малых скоростях. Интересно, что при полете НМ-1 на предельно малой скорости сопровождавший его Як-25 не мог лететь «строем» и «проваливался».

Состояние

Несмотря на применение при создании реактивного самолета-разведчика множества новшеств, проводились предпроектные проработки по внедрению на РСР крыла измененной формы (в плане) - с наплывами на передней части фюзеляжа и передней кромкой оживальной формы. Такая модернизация могла привести к увеличению максимального сверхзвукового аэродинамического качества до 6,5-7. Рассматривались также варианты сверхзвукового самолета увеличенных размеров с четырьмя двигателями, в том числе - пассажирского. В 1958 был разработан также проект сверхзвукового гидросамолета РГСР с 2 двигателями А-30 П.А.Соловьева.
В этот период Цыбин разрабатывал также один из первых советских космопланов ПКА, но в октябре 1959 г. его бюро было закрыто, а штат передан сначала в ОКБ Мясищева, который занимался тогда аналогичным проектом, а осенью 1960 вместе с расформированным ОКБ-23 - в ОКБ В.Н.Челомея. Челомей закрыл работы по космоплану и РСР (Р-020) в апреле 1961 г. Образец РСР передали в МАИ, а через четыре года сдали в металлолом. От него остались только крыло и стабилизатор.

Источники

Информация

Ссылки

Фотографии и схемы



[Авиабаза->Ангар->Самолёты->Россия->Цыбин]
[«Полноцветная» версия|Форум|Предложения]
-е посещение страницы с 30.05.1999
© =SB= 29.05.1999 .. 10.08.1999