В этой статье пойдет речь об управляемых авиационных бомбах (УАБ). Они входят в состав вооружения практически каждого современного боевого самолета. За примерами далеко ходить не надо: американские F-18 «Хорнет» и F-16 «Файтинг Фалкон», французские «Мираж-2000» и «Мираж-F.1», английские «Ягуары» и немецкие «Торнадо», российские Су-24 и Су-25. Для вооруженных конфликтов последнего десятилетия характерно все более частое применение высокоточного оружия, одной из разновидностей которого и являются управляемые бомбы. Что же делает их настолько привлекательными ?
Современные УАБ получаются из обычных свободнопадающих (так называемых «железных») бомб путем добавления набора наведения. Набор включает в себя головку самонаведения и управляющие поверхности. В большинстве случаев бомба может быть оснащена системой наведения механиками прямо на аэродроме. При этом к эффективности поражения стандартного боеприпаса, становящегося в этом случае боевой частью управляемой авиабомбы, добавляется высокая точность попадания. Для ее измерения военными применяется термин круговое вероятное отклонение (КВО). Это радиус круга, в который по статистике попадает более 50% данного типа боеприпасов. Современные системы наведения обеспечивает управляемым бомбам КВО до 2 метров, тогда как у обычной бомбы он составляет от 30 до 80 метров, в зависимости от системы управления оружием самолета-носителя. Недостатком управляемых бомб, по сравнению с авиационными ракетами, является скорость полета. У бомб она зависит от скорости самолета в момент запуска и составляет порядка 0,8 скорости звука (около 200 м/с), тогда как у ракет она достигает трех скоростей звука (около 1000 м/с).
Управляемые авиабомбы делятся на классы. По калибру (массе боевой части) выделяют 500-фунтовые (примерно 250 кг), 1000-фунтовые (400-500 кг) и 2000-фунтовые (900-1000 кг). Существуют и более мощные боеприпасы, такие как американская GBU-28 или российская КАБ-1500. Кстати, «КАБ» обозначает «корректируемая авиационная бомба». В России принято обозначать их таким образом, так как считается, что из-за отсутствия собственного двигателя эти боеприпасы нельзя называть «управляемыми». Американская точка зрения по этому вопросу видна из применяемых аббревиатур. Хотя управляемые бомбы, оснащенные двигателями, маркируются AGM (Air-to-Ground Missile - также, как и ракеты), а планирующие бомбы - GBU (Guided Bomb Unit), и те и другие относятся к категории «guided» - управляемых.
Может быть телевизионной (ее еще называют электро-оптической) или тепловизионной - когда бомба наводится на оптическое изображение цели в видимом или инфракрасном диапазонах, или лазерной - когда бомба летит на отраженный от цели луч. Рассмотрим, как устроена эта система наведения. Она состоит из устройства обнаружения, оптической системы и электронной схемы, определяющей направление отраженного лазерного луча и подающего необходимые корректирующие команды. Головка самонаведения (ГСН) бомбы способна перемещаться вправо-влево и вверх-вниз и всегда ориентирована по направлению воздушного потока, благодаря носовому стабилизатору.
Пластиковый обтекатель, предохраняющий ГСН от механических повреждений, свободно пропускает лазерный луч. А инфракрасный фильтр пропускает только «нужную» длину волны, чтобы очистить сигнал от помех. Сфокусированный выпуклой линзой луч попадает на светочувствительный диск, разделенный на четыре квадранта. Благодаря тому, что диск установлен перпендикулярно оси ГСН, а сама она ориентирована по направлению воздушного потока, точка падения луча на диск соответствует относительному положению цели. Так, если луч попадает на левый нижний квадрант, ГСН «узнает», что цель находится правее и выше нынешней линии полета. Затем электроника выдает соответствующий сигнал на управляющие поверхности.
Аналогичным образом, но ориентируясь не на отраженный луч, а на контрастное изображение цели в видимой или инфракрасной области спектра, работает телевизионная/тепловизионная система наведения.
Для «лазерной» бомбы точку попадания определяет целеуказатель, который «подсвечивает» цель. Он может быть как наземным, и тогда его наводит на цель какой-нибудь разведчик-диверсант, сидящий в кустах, или установлен на самолете, и тогда цель определяет сам летчик. Самолет может иметь встроенный лазерный целеуказатель, как F-117, «Ягуар» или Су-39. Гораздо чаще используется подвесной вариант - контейнер с целеуказателем крепится к одному из наружных узлов подвески самолета. Совсем не обязательно подвешивать и управляемые бомбы и контейнер на один и тот же самолет. Так, во время «Бури в пустыне» английские истребители-бомбардировщики «Торнадо-GR.1» сбрасывали бомбы, а целеуказатели работали с самолетов «Буканир-S.2B». Но в таком случае требуется хорошая координация действий между экипажами, так как цель должна подсвечиваться все время до попадания бомбы, иначе она «теряет захват» и дальше падает как обычная «железная».
При использовании «телевизионной» бомбы, на установленный в кабине самолета экран передается изображение с ГСН самой бомбы. Летчик (или оператор вооружения на двухместных самолетах) выбирает цель, и если она достаточно контрастна для срабатывания автоматики наведения, бомба ее «запоминает» и начинает за ней следить. В управляемых бомбах, оборудованных двигателем для увеличения дальности полета (например, AGM-123 «Скиппер» или AGM-130), обычно используется система коррекции («man-in-the-loop»)- оператор имеет возможность уточнить точку прицеливания, когда бомба подлетит поближе к цели и картинка на экране станет отчетливей. Передача команд на бомбу с телевизионным наведением также осуществляется специальным устройством в подвесном контейнере - своим для каждого типа боеприпасов.
Стоимость управляемых авиабомб, конечно же, значительно выше, чем обычных. Так, например, если одна «железная» бомба калибра 500 фунтов (типа Mk82) стоит менее 3000 долларов, а калибра 2000 фунтов (типа Mk84) - порядка 8500, то одна управляемая бомба серии Paveway-II типа GBU-12 (с боевой частью Mk82) стоит уже более 22 000 долларов, а GBU-10 (Mk84) - около 30 000. Бомбы серии Paveway-III, обеспечивающие большую точность попадания, стоят гораздо дороже - GBU-24 (Mk84) стоит около 55000. При использовании телевизионного или тепловизионного наведения стоимость одной управляемой бомбы становится в 25 раз больше, чем обычной. Так, GBU-15 стоит около 220 000, а стоимость ее оснащенного реактивным двигателем варианта (AGM-130) превышает 330 000 долларов.
Военные чиновники, тем не менее, продолжают утверждать, что использование «умных» бомб позволяет значительно экономить государственные деньги. Основным аргументом долгое время служило утверждение о том, что благодаря высокой точности попадания одна управляемая бомба заменяет десятки обычных. Выявленное Комитетом по контролю за использованием бюджетных средств американского Сената несоответствие этих утверждений реальной жизни заставило искать новые оправдания. Гораздо более правдоподобна идея о том, что использование высокоточного оружия позволяет значительно снизить риск потери самолета-носителя, который стоит гораздо большую сумму (современный истребитель-бомбардировщик стоит от 30 до 70 млн. долларов).
Впервые управляемые бомбы были использованы в сентябре 1943 года, когда немецкими самолетами был нанесен удар по итальянскому флоту. Использование коррекции по радиолучу сделало бомбардировку исключительно точной и сброшенной с Дорнье-217 бомбой «Фриц-Икс» был потоплен итальянский линкор «Рим». Во время войны в Корее американскими бомбардировщиками Б-29 с применением управляемых авиабомб «Разон» и «Тарзон» было разрушено около 20 мостов.
В значительных масштабах УАБ применялись во Вьетнаме. Именно к этому времени относится появление «лазерных» бомб серии Paveway - GBU-10, GBU-12 и «телевизионных» GBU-8, GBU-9 и AGM-62A Walleye. Из них только GBU-8 было сброшено с истребителей F-4 «Фантом» около 700 штук.
В 70-х годах УАБ появились в СССР (КАБ-500Л) и Франции (SAMP-400 и SAMP-1000). Продолжалось совершенствование этого вида боеприпасов в США. Серия Paveway-II включала бомбы калибра 500, 1000 и 2000 фунтов, ставшие стандартным оружием самолетов тактической авиации. УАБ Mk13/18 этой серии принята на вооружение королевских ВВС Великобритании.
В начале 80-х во Франции фирма Матра выпустила серию BGL калибром в 400, 500 и 1000 кг. Тогда же появилось третье поколение бомб серии Paveway - GBU-22, GBU-23, GBU-24. Бомбы этой серии состоят на вооружении США и стран НАТО в настоящее время.
Применение управляемых бомб авиацией антииракской коалиции во время «Бури в пустыне» в очередной раз доказало высокую эффективность этого вида оружия. Например, на счет 65 бомбардировщиков F-111F, оснащенных УАБ GBU-12, занесено уничтожение 1500 иракских танков и бронемашин. Но доля управляемых боеприпасов все же была сравнительно невелика - у американских ВВС, например, она составила всего 9%, из которых не более половины УАБ. Во время конфликта в Боснии авиацией «миротворческих сил» также применялись управляемые бомбы различных типов. Всего на позиции сербов было сброшено свыше 550 УАБ. Стоит отметить, однако, что в основном это были сравнительно старые боеприпасы: всего 6 GBU-24 серии Paveway-III, тогда как GBU-10 серии Paveway-II - свыше 300. Во время чеченской войны российскими самолетами также неоднократно использовались управляемые авиабомбы, такие как КАБ-1500. Активно включились в разработку управляемых бомб израильские фирмы. Созданная ими в 1988 году УАБ «Офер» с тепловизионным наведением была недавно принята на вооружение итальянскими ВВС.
Создание новых типов УАБ продолжается. Так, например, в США уже в 1998 году принят на вооружение боеприпас JDAM (Joint-Direct-Attack-Munition). Получившие обозначение GBU-29/30 бомбы используют новый тип наведения - инерциальное с использованием GPS. Приемник, установленный на бомбе, принимает сигналы с навигационных спутников, что позволяет бомбе точно знать свое местоположение в любой момент времени. После сообщения координат цели бомба «знает», куда ей лететь, поэтому работает по принципу «пустил-забыл». Боеприпасы JDAM калибра 1000 и 2000 фунтов имеют КВО порядка 15 метров, что значительно уступает современным «лазерным» бомбам. Поэтому, не дожидаясь поступления бомбы на вооружение, уже развернуты работы по ее модернизации. Среди будущих самолетов носителей - истребители F-15E Страйк Игл, F-16 Файтинг Фалкон, малозаметные F-117 Найтхок и F-22 Рэптор, бомбардировщики B-52, B-1B и B-2. Для использования бомбардировщиком B-2, построенным по технологии «стелс», испытываются боеприпасы GBU-36 и GBU-37. За разработку собственной управляемой бомбы взялись японцы - в XXI веке их GCS-1 должна поступить на вооружение истребителя F-2.
Юрий Голдаев. Октябрь 1998 г.