Первым ЗРК, специально разработанным по требованиям Сухопутных войск, стал комплекс «Круг». Разработка первого подвижного зенитно-ракетного комплекса средней дальности для частей ПВО Сухопутных войск армейского и окружного (фронтового) подчинения была начата по Постановлению СМ СССР от 13 февраля 1958 года в НИИ-20, а в КБ-8 Свердловского СНХ (КБ свердловского завода №8, позднее СМКБ «Новатор») началось проектирование ракеты. С целью обеспечения возможности прикрытия войсковых и танковых соединений при движении по пресечённой местности все боевые единицы комплекса: РЛС обнаружения и целеуказания, РЛС сопровождения целей и наведения ракет, пусковые установки с ЗУР располагались на бронированных высокопроходимых гусеничных самоходных базах.
Зенитно-ракетный комплекс средней дальности 2К11 «Круг» (SA-4 “Ganef”) принят на вооружение ПВО сухопутных войск Постановлением СМ от 26 ноября 1964 года. Поступая на вооружение, комплекс «Круг» заменил ЗРК СА-75 и С-75, находившиеся на вооружение частей ПВО армейского подчинения.
Организационно система «Круг» сведена в бригады. Состав боевых средств бригады: одна самоходная станция разведки и целеуказания, один радиовысотомер ПРВ-16, девять самоходных станций наведения ракет 1С32, двадцать семь самоходных пусковых установок (ПУ) 2П24, девять транспортно- заряжающих машин (ТЗМ) 2Т6, каждая из которых обеспечивает перевозку одной ракеты и транспортные машины 9Т23 (полуприцеп с тягачом ЗиЛ-157).
Самоходная станция разведки и целеуказания - радиолокационная станция П-40 предназначена для проведения разведки воздушной обстановки, обнаружения и распределения целей по стрельбовым каналам. Станция кругового обзора смонтирована на удлинённом шасси тяжёлого артиллерийского тягача АТ-Т. Дальность обнаружения целей - более 150 (до 220) км. Дополнительно для разведки и целеуказания придавалась РЛС метрового диапазона П-18 «Терек» (1РЛ131).
ЗРК «Круг» предназначен для поражения аэродинамических целей, летящих со скоростями до 1000 м/с на средних и больших высотах. Максимальная наклонная дальность поражаемых целей составляет 50 км, границы зоны поражения на высоте от 3 до 24.5 км. В последующих модификациях комплекса нижняя граница была доведена до 500 м, а затем до 150 м. В составе одного ЗРК имеется три пусковые установки, на каждой из которых расположены по две ЗУР, стартовая масса ракеты - 2250 кг. ЗРК «Круг» стал первым в мире высокомобильным ЗРК, время свёртывания и развёртывания его составляет 20 минут. Это обеспечивается конструктивными особенностями комплекса и использованием взаимосвязи его элементов по радиолиниям.
Станция наведения ракет 1С32 позволяет производить обнаружение и сопровождение целей на дальности до 150 км, наведение ракет на цели в зоне поражения.
Самоходная пусковая установка (СПУ) 2П24 обеспечивает транспортировку двух ракет типа 3М8, проведение предстартовой подготовки, наведение ракет в направление на цель по азимуту и углу места и их пуск. Максимальный угол пуска ракет - 45 градусов. Впервые СПУ была показана на военном параде в Москве в 1964 году.
Транспортно-заряжающая машина 2Т6 на базе автомобиля повышенной проходимости «Урал-375Д» обеспечивает транспортировку одной ракеты (любой модификации) комплекса и её установку на самоходную пусковую установку с помощью кран-балки. Время заряжания одной ракеты - 10-15 минут, двух ракет на одну пусковую - до 30 минут.
Работы по созданию ЗУР 3М8 с радиокомандной системой управления проводились согласно постановлению СМ СССР от 13 февраля 1958 года. Ракета с размещением боевой части, основных систем и оборудования в центральном теле воздухозаборника двигателя оснащалась X-образным поворотным крылом и «+» - образным оперением. Сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель 3Ц4 спроектирован в ОКБ-670 под руководством главного конструктора М.М.Бондарюка. Разгон ракеты для включения СПВРД осуществляется четырьмя твёрдотопливными ускорителями 3Ц5, которые по окончании работы попарно отделялись от ракеты.
Ракеты 3М8 неоднократно модернизировались и поставлялись в войска под обозначением 3М8М, 3М8М1, 3М8М2, 3М8М3.
Все компоненты комплекса могли транспортироваться морским, железнодорожным транспортом и самолётами Ан-22. В ходе эксплуатации комплекс неоднократно дорабатывался ( доработки производились и непосредственно в войсках силами заводских выездных бригад ), выпускались следующие его модификации : 2К11 «Круг-А», 2К11М «Круг-М», 2К11М1 «Круг-М1».

Страницу подготовил Вячеслав «SLV» Рудских