Авиабаза =KRoN=
 

Основные разделы

АвиаТОП

турбореактивный двигатель

BMW-003

Информация о двигателе

Когда в 1938 г. немецкое правительство заинтересовалось развитием реактивных двигателей, фирмам BMW и “Брамо” наряду с другими фирмами было предложено начать работы по созданию реактивных двигателей. Фирма "Брамо" первоначально работала над созданием мотокомпрессорных двигателей, но к концу 1938 г. были начаты работы над турбовинтовым двигателем с осевым компрессором и двумя соосными винтами противоположного вращения и турбореактивным двигателем с осевым компрессором. Все эти разработки были продолжены фирмой BMW, в руки которой в середине 1939 г. перешел завод фирмы "Брамо" в Шпандау.

Работы над турбовинтовым двигателем, получившим обозначение 109-002, были прекращены в 1942 г., тогда как работы над мотокомпрессорными двигателями были прекращены еще в конце 1941 г.

На заводе фирмы BMW в Мюнхене в 1938 г. велась разработка турбореактивного двигателя с центробежным компрессором, однако двигатель фирмы "Брамо" с осевым компрессором оказался более совершенным. Работы над двигателем с центробежным компрессором были прекращены в сентябре 1939 г., и было отдано предпочтение двигателю с осевым компрессором завода в Шпандау, получившему обозначение Р3302, а позднее - 109-003 (далее BMW-003).

Производство небольшого числа двигателей BMW-003 было начато в 1939 г. Первый двигатель был испытан на стенде в 1940 г. Этот двигатель развивал тягу только 260 кг вместо запроектированной тяги 680 кг. Два двигателя были установлены на самолете Ме-262 и были испытаны в полете в 1941 г. Однако вследствие недостаточной тяги двигателей для обеспечения взлета машины дополнительно устанавливался поршневой двигатель Junkers Jumo 211. Летные испытания двигателя на самолете Ме-110 были начаты летом 1941 г.

В конструкцию двигателя BMW-003 были внесены существенные изменения, и новый двигатель, отличавшийся большим расходом воздуха и получивший обозначение BMW-003A-0, был испытан на стенде в конце 1942 г. К этому времени статическая тяга первоначального образца двигателя BMW-003 была доведена до 550 кг. Двигатель BMW-003A-0 был испытан в полете на самолете Ju-88 (летающей лаборатории) в октябре 1943 г., после чего была заказана первая серия двигателей. Следующим серийным образцом был двигатель BMW-003A-1, сто штук которых было поставлено фирмой к августу 1944 г. Эти двигатели, а также двигатели следующего серийного образца BMW-003A-2 устанавливались на самолетах He-162 и Ar-234C. В сентябре 1944 г. на самолете Ar-234 с этими двигателями была достигнута высота 12 800 м.

В 1944 г. фирмой была начата разработка нового двигателя BMW-003D таких же размеров, как и двигатель BMW-003, но с восьмиступенчатым компрессором и двухступенчатой турбиной. Проектная статическая тяга двигателя составляла 1100 кг. Он предназначался для самолета Аг-234. Однако этот двигатель не был построен.

Фирма BMW работала также над созданием комбинированной силовой установки BMW-003R, состоящей из турбореактивного двигателя BMW-003 и жидкостно-реактивного двигателя 109-718 ( BMW-718 ), в качестве ускорителя с кратковременно развиваемой тягой 1250 кг.

Основные характеристики двигателей BMW-003
 109-003-A0109-003-А1109-003-А2109-003-С109-003-D109-003-E1109-003-E2109-003-R
Тип двигателяТРДТРДТРДТРДТРДТРДТРДТРД
Тип компрессораОООООООО
Кол-во ступеней компрессора777711778
Тип камеры сгоранияКККККККК
Кол-во ступеней турбины111-2111
Тяга двигателя, кг80080080090011008008001880
Удельный расход топлива, кг/(кг*ч)1.471.471.471.271.101.471,471.47
Длина, мм3500---3150---
Максимальный диаметр двигателя, мм700---690---
Удельная тяга, кг/кг1.071.311.31-1.69---
Год постройки1940---1944---
ПримечаниеНаходился в массовом производсве--С компрессором фирмы „Броун-Бовери"Спроектирован, но не построенПоследующий серийный образец-Двигатель BMW-003-A с ЖРД BMW 109-718

* Обозначения: О - осевой компрессор, К - кольцевая камера сгорания

Помогали

Источники

  • ? "Двигатели НК"
  • В. Грин, К. Кросс "Реактивные самолеты"

Фотографии и схемы

BMW-003 в музее|

Продольный разрез ТРД BMW-003
"Двигатели НК"

BMW-003R
"Двигатели НК"

Copyright © Balancer 1997 — 2024
Создано 28.03.2024
Связь с владельцами и администрацией сайта: anonisimov@gmail.com, rwasp1957@yandex.ru и admin@balancer.ru.