Авиабаза =KRoN=
 

Основные разделы

АвиаТОП

Радиолокационная заметность

Устойчивой тенденцией развития авиационной техники с конца шестидесятых годов стало снижение радиолокационной заметности (РЛЗ) летательных аппаратов. Наиболее ярким вытражением этой тенденции стала реализация программы "СТЕЛС", в рамках которой разработаны малозаметные истребитель F-117А и бомбардировщик В-2, и, в той или иной степени, распространенной в дальнейшем на все новые объекты авиационной, морской и наземной техники.

В общем случае, снижение РЛЗ, предопределяющее существенное снижение энергии, переизлучаемой в направлении прихода облучающего сигнала, может быть достигнуто несколькими способами:

  • Первый способ основан на устранении явлений уголковых отражений и увеличении энергии, переизлучаемой в других направлениях. Он реализуется за счет выбора специальной формы ЛА. Демонстрацией этого приема является самолет F-117А. Следует отметить, что требования аэродинамики и уменьшения РЛЗ находятся в противоречии.
  • Второй cnocoб основан на использовании специального радиопоглощающего покрытия.
  • Третий способ — базируется на увеличении доли энергии, переизлучаемой в пространство на кратных и комбинированных гармониках зондирующего сигнала и соответственном снижении доли энергии, излучаемой на основных гармониках. Такой прием, основанный на включении в отражающую поверхность нелинейных (например, полупроводниковых) участков, является дорогостоящим и сложным в техническом плане, в связи с чем пока не нашел широкого применения.

Снижение РЛЗ предопределяет уменьшение дальностей обнаружения и захвата ЛА противником. В техническом плане — это повышение требований к быстродействию всех режимов функционирования противоборствующих БРЛС и использование алгоритмов обработки сигналов, которые позволяют решать задачи их обнаружения, разрешения и оценивания параметров при существенно меньших соотношениях их энергии к спектральной плотности шумов. Есть несколько достаточно эффективных решений последней задачи:

  • Применение сложных сигналов с внутриимпульсной модуляцией повысит энергию одиночного импульса, но потребует более сложной обработки сигнала, особенно для импульсно-доплеровских каналов, использующих сигналы с высокой и средней частотами повторения.
  • Длительное когерентное накопление, обеспечивая значительное повышение отношения энергии сигнала к спектральной плотности шума (ОСШ), позволяет до 2 раз увеличить дальность обнаружения целей без изменения мощности излучаемых сигналов. Однако следует заметить, в настоящее время сверхдлительное когерентное накопление достаточно эффективно лишь при сопровождении одиночных слабоманеврирующих целей. В будующем появится возможность определить количественный состав групповых целей, осуществить их идентификацию, а также определить поведенческую активность целей (распознавание ведущего и ведомого).
  • Поляризационной обработка, также существенно увеличивает ОСШ. Суть состоит в слежении за пространственным состоянием поляризационного базиса цели при учёте поляризации как на излучение, так и на приём.

Более эффективны приёмы борьбы со снижением РЛЗ, основанные на использовании его основных недостатков: частотной узкополосности и незначительности секторов, в пределах которых обшивка самолета-невидимки устраняет эффект уголкового отражения. В связи с этим, можно рекомендовать использование многочастотных (многодиапазонных) и многопозиционных БРЛС. Следует подчеркнуть, что оба приёма одновременно дают возможность улучшить целый комплекс ТТХ БРЛС (помехозащищённость, дальность обнаружения, точность оценивания фазовых координат, снизить влияние угловых шумов и ошибок, вносимых обтекателями антенны и т.д.).

Использованы материалы

  • А.И. Канащенков В.И. Меркулов, О.Ф. Самарин «Облик перспективных бортовых радиолокационных систем. Возможности и ограничения.» - Москва: ИПРЖР, 2002. – 176с.:ил. ISBN 5-93108-017-1

Copyright © Balancer 1997 — 2024
Создано 13.09.2004
Связь с владельцами и администрацией сайта: anonisimov@gmail.com, rwasp1957@yandex.ru и admin@balancer.ru.