Научно-производственное предприятие «Звезда» (недавно преобразованное в АО «Звезда») - головное предприятие России в области создания интегрированных комплексов индивидуальных систем жизнеобеспечения летчиков и космонавтов и спасения их при авариях летательных аппаратов. В числе разработок фирмы - семейство уникальных катапультных систем.
Со времени, когда с оборонных предприятий нашей страны спала завеса глубокой секретности, продукция «Звезды» получила широкую известность среди авиационных специалистов. Еще в 1989 году во время аэрошоу в Ле Бурже на предельно малой высоте в воздухозаборник истребителя МиГ-29 попала птица. Самолет стал резко терять высоту. Казалось, пилота может спасти только чудо, но пилота спасло не чудо, а катапультное кресло К-36 фирмы «Звезда». Тогда о «русской катапульте» заговорили.
Катапультное кресло К-36 явилось результатом длительных разработок, лабораторных исследований и испытаний. В комплекте с защитным и кислородным оборудованием оно представляет собой систему, превосходящую все зарубежные аналоги. Накопленный в результате разработки «ноу-хау» и его внедрение, наряду с рядом уникальных инженерных решений позволяют этой системе спасать экипаж самолета практически во всем диапазоне высот и скоростей полета. При этом кресло обеспечивает «мягкое катапультирование», исключающее травматизм.
Многолетняя эксплуатация и статистика применения подтвердила правильность заложенных в систему конструкторских решений. Сотни летчиков обязаны ей своей жизнью. Известны случаи, когда летчики катапультировались дважды, даже трижды, и все они продолжают летать. Сегодня катапультируемые кресла типа К-36 установлены практически на всех современных самолетах ВВС, авиации ПВО и флота России. При незначительной доработке они могут быть установлены на любой тип зарубежного военного самолета. Важно отметить, что система аварийного покидания на базе кресла К-36 стала родоначальником целого семейства интересных разработок.
Для российского космического корабля многоразового использования «Буран» кресло было оборудовано дополнительным ракетным блоком, дополнительной стабилизацией и многопрограммной электронной системой управления. В комплекте со спасательным скафандром катапультная система обеспечивает спасение экипажа даже в случае аварии ракеты-носителя на старте. При этом кресло, выстреливаясь из кабины, по западной траектории облетает фермы, окружающие ракету на стартовом столе.
Эта система, созданная «Звездой», выиграла тендер, объявленный при создании европейского космического корабля многоразового использования «Гермес». Она действительно уникальна. Достаточно сказать, что она обеспечивает безопасное аварийное покидание корабля экипажем на скорости до М=3 и высоте до 25-30 километров. Если бы такая система стояла на американских шаттлах, экипаж «Челленджера» мог бы быть спасен! Исследования показали возможность расширения диапазона безопасного спасения экипажа в случае аварии до скорости М=4. На базе К-36 было создано катапультное кресло для самолетов вертикального взлета-посадки. В числе его особенностей - автоматическое срабатывание катапультной системы, если параметры движения самолета при вертикальном взлете или посадке выходят за допустимые нормы. Необходимость этого решения объясняется тем, что аварийная ситуация на этих режимах развивается быстрее, чем летчик успевает среагировать. За него это делает автоматическая система. Безопасное катапультирование обеспечивается даже в случае, когда и скорость и высота равны 0.
На «Звезде» в сотрудничестве с ОКБ имени Камова впервые в мировой практике была создана катапультная система аварийного покидания для вертолета. Такое кресло, получившее название К-37, установлено на вертолете Ка-50 - знаменитой «Черной акуле». Оно оснащено буксировочной ракетой, которая при аварии уносит летчика на безопасное расстояние от вертолета. Кроме того, система включает аварийный сброс лопастей вертолета, чтобы исключить удар ими по катапультирующемуся пилоту. Эта система также обеспечивает спасение экипажа на всех режимах полета. Совместно с конструкторским бюро имени Миля, разрабатывающем известные во всем мире вертолеты с маркой «Ми», «Звезда» разработала и внедрила в эксплуатацию амортизационное кресло «Памир» для установки на вертолете Ми-28. Такое кресло совместно с системой аварийной амортизации шасси вертолета существенно повышает безопасность экипажа в случае аварийной посадки.
Для учебно-тренировочных реактивных самолетов «Звезда» спроектировала легкое катапультное кресло, масса которого не превышает 58 килограммов. При этом в таком кресле сохранены основные конструкторские решения, примененные в К-36, что обеспечивает высокую надежность легкого кресла и безопасность пилота при катапультировании.
«Звезда» продолжает разработку принципиально новых систем, призванных спасать жизнь пилотам летательных аппаратов всех типов. Накопленный фирмой опыт и «ноу-хау» позволяют решать задачи, которые ранее считались нерешаемыми. Одной из таких проблем является проблема спасения пилота или экипажа спортивно-пилотажных самолетов. Сегодня мы представляем созданную также впервые в мировой практике суперлегкую систему аварийного покидания для самолетов этого класса. Необходимость в создании такой системы назрела уже давно. Анализ летных происшествий со спортивными самолетами, имевшими катастрофический исход, показывает, что в случае, когда самолет сваливается в неуправляемый штопор, погибает более 60% летчиков. Традиционное решение, при котором пилот имеет парашют, не решает проблемы спасения. Не всегда есть возможность быстро воспользоваться парашютом.
Однако использование традиционного катапультного оборудования здесь невозможно. Проблема состоит в том, что обычные решения не годятся для легкой спортивной машины из-за ограниченности массы и габаритов. Для спортивного самолета требовалось найти новые технические решения. И они были найдены.
Предложенная «Звездой» новая система аварийного покидания принципиально отличается от ранее известных в мировой практике. Особенность этой схемы заключается в том, что в ней реализуется катапультирование членов экипажа из самолета без использования традиционных катапультных кресел. Как же она действует? В случае аварии выстреливается заголовник кресла пилота с уложенным в нем куполом парашюта. Заголовник разбивает фонарь кабины самолета и, удаляясь от самолета, быстро вводит парашют в воздушный поток. Почти одновременно срабатывает стреляющий механизм, который по сути «выдергивает» летчика из кабины за ремни подвесной-привязной системы и сообщает ему скорость, обеспечивающую безопасность его траектории относительно самолета. Все это происходит практически мгновенно. Вся система проста, легка и надежна. Дополнительная масса оборудования, устанавливаемого на самолет, не превышает 12-13 килограммов на члена экипажа. Эта система обеспечивает спасение экипажей как одноместных, так и двухместных спортивных самолетов на всех высотах и скоростях горизонтального полета, а также на различных фигурах пилотажа и в случае штопора.
Нами совместно с Генеральным конструктором ОКБ им. Сухого Михаилом Симоновым было решено впервые реализовать суперлегкую систему катапультирования на спортивных самолетах типа Су-26 и Су-29. Такая система имеет большие перспективы. Она пригодна и для легких учебно-тренировочных самолетов, и для легких коммерческих и частных самолетов, для экранопланов и для малой авиации вообще. Высокий профессионализм коллектива ученых, конструкторов, испытателей и рабочих, современная экспериментальная и производственная база, комплексный подход при решении сложных проблем позволяет «Звезде» решать практически любые задачи по обеспечению жизнедеятельности и спасению людей, оказавшихся в экстремальных условиях не только в воздухе, но и на суше и в море. Мы широко используем аэрокосмические технологии при создании медицинской техники, защитного снаряжения и оборудования для выполнения аварийно-спасательных работ.
НПП «Звезда» работает в тесном сотрудничестве с ведущими научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро России, активно участвует в ряде международных программ.

ВОЕHHЫЙ ПАРАД январь 1994