Сразу скажу, что предполагается еще 2 статьи этого цикла, охватывающих 1995 и 2000 годы (когда-нибудь напишу). Надеюсь, что картина получилась довольно объективная. Естественно, не претендую на истину в конечной инстанции. Так что - жду уточнений и критики.
     Истребители 4 поколения (сверхвуковые, маневренные, многоцелевые) к середине 80-х выпускались серийно в нескольких странах мира - США (F-16 и F-18), Россия (МиГ-29), Франция (Mirage-2000).
      Исторически сложилась так, что F-16 возник раньше своих конкурентов. Легкий высокоманевренный истребитель понадобился американским ВВС сразу после войны во Вьетнаме для замены F-104 Starfighter. В задании на разработку нового истребителя явно проглядывалось влияние МиГ-21 - минимальный набор БРЭО, минимальный вес, небольшие линейные размеры, высокая маневренность, основное оружие - ракеты "воздух-воздух" ближнего боя. Существенным было требование хороших возможностей для последующей модернизации. В 1975 году на конкурсной основе была отобрана модель YF-16 компании General Dynamics, впоследствии вошедшей в состав концерна Lockheed Martin. Одной из причин, предопределивших победу в конкурсе, стало применение того же двигателя, что и в истребителе F-15.
      Серийное производство истребителей F-16 началось в 1978 году практически одновременно в США и Европе. Самолету было присвоено наименование "Fighting Falcon" - боевой сокол. Перед самым началом серийного производства ВВС США потребовали от самолета возможности нанесения ударов по наземным целям. Самолет неоднократно модернизировался. К 1985 году в серийном производстве была модификация F-16C Block 25.
      Один из первых вариантов F-18 (YF-17) был представлен на том же конкурсе ВВС США, но проиграл однодвигательному F-16. Но создавшая самолет компания McDonnel-Douglas не бросила свою разработку, и вскоре он был выбран как основной истребитель-бомбардировщик авианосной авиации ВМС США. В этом случае наличие второго двигателя оказалось необходимым условием победы. Новый самолет должен был заменить в ВМС F-4 Phantom и палубные штурмовики всех модификаций.
     Первоначально предполагалось разработать самолет в двух вариантах: истребитель F-18 и штурмовик A-18, но в последующем было решено иметь одну многоцелевую машину F/A-18. Опытный образец F-18 поднялся в воздух в 1978 году, когда уже появились первые серийные F-16. Cерийное производство F-18А началось в 1985 году. Самолет получил обозначение "Hornet" - "Шмель".
      Решение о создании нового легкого истребителя для замены МиГ-21 и МиГ-23 было зафиксировано в техническом задании ВВС, сформулированном в 1972. Полномасштабная разработка началсь в 1974, а в 1977 году в воздух поднялся первый опытный образец МиГ-29. Серийное производство самолетов МиГ-29Б было развернуто в 1982 году. В НАТО МиГ-29 получил обозначение "Fulcrum" - "точка опоры".
      Решение о начале разработки нового истребителя было принято руководством Франции в конце 1975 года, а опытный образец фирма Dassault-Bregeut подняла в воздух уже в 1978 году. Первые серийные Mirage-2000С начали поступать на вооружение ВВС Франции в 1982 году, заменяя устаревшие Mirage-3 и Mirage-5.
      Итак, к середине 80-х в разных странах мира практически одновременно было развернуто производство истребителей 4 поколения. До сих пор не встречавшиеся в реальных воздушных боях, эти самолеты и их современные модификации составляют на сегодня заметную долю общего парка боевых самолетов.
      Сравнивать их - дело очень непростое, так как зачастую невозможно определить, как повлияет различие в каком-то параметре на боевую эффективность. Хотите сравнивать сами - вот материал для анализа, снабженный комментариями, более или менее аккуратно собранный и разложенный по полочкам.


      Бросается в глаза сходство размеров F-18 и МиГ-29. Кроме того, и тот, и другой самолет длиннее, чем F-16 и Mirage-2000, и шире, но это вызвано двухдвигательной конструкцией. Зато одинарные кили F-16 и Mirage-2000 пришлось сделать выше, чем парные кили F-18 и МиГ-29. А вот по площади крыла "треуголка" Миража практически в полтора раза больше, чем крыло переменной стреловидности F-16.


      Хорошо заметна зависимость - чем больше максимальный взлетный вес истребителя - тем большую нагрузку он способен нести. Единственный выбивающийся из этого ряда самолет - наша гордость - МиГ-29 :-(((.


      Полностью оправдывается ставшее расхожим выражение о МиГ-29 как "истребителе завоевания превосходства в воздухе над своим аэродромом".


      Кажущееся преимущество американских самолетов по боекомплекту становится не таким очевидным с учетом темпов его расходования. Недостаток 20-мм "Вулкана" - не только в меньшей эффективности снаряда по сравнению с 30-мм, что несколько компенсируется их количеством, но и в необходимости раскрутки блока стволов перед стрельбой, что требует времени, которое в "догфайте" очень и очень дорого.


      Интересны несколько фактов по ракетам "воздух-воздух". Несмотря на серийное производство МиГ-29 с 1982 года, УР средней дальности Р-27Р была принята на вооружение лишь в 1987 году. В том же 1987 году появилась и S.530D для Mirage-2000. До этого ему приходилось довольствоваться ракетами S.530F со значительно меньшей дальности. То же можно сказать и о МиГ-29. Скорее всего, первые 5 лет они эксплуатировались с ракетами средней дальности Р-24Р (1981г.). По ракетам ближнего боя - похожая история: Р-73 приняты на вооружение лишь в 1985, а до этого самолеты вооружались Р-60М (1976г.).


      Примечания:
Все ракеты средней дальности имели в то время радиолокационное полуактивное наведение.
Максимальная дальность пуска зависит от скорости, ракурса и высоты атакуемой цели.
Маршевая скорость зависит от высоты полета и взаиморасположения самолетов по высоте.

      Ракетное вооружение средней дальности выглядит практически одинаковым, учитывая тот факт, что 80 км дальность пуска Р-27Р, как впрочем и 100 км - AIM-7 Sparrow практически недостижима из-за недостаточной мощности БРЛС легких истребителей.


      Возможности БРЛС практически одинаковы. Исключением являются американские самолеты - у них уже закладывались основы для применения ракет AMRAAM с радиолокационным активным наведением, поэтому БРЛС APG-65 и APG-68 имеют возможность одновременной атаки нескольких целей.

Ограничивая дальность пуска ракет средней дальности по цели типа "истребитель" до 40-45 км, БРЛС легких истребителей фактически уравнивают их шансы в дальнем воздушном бою. В ближнем бою для ракет кроме дальности и маршевой скорости становятся существенны углы захвата ГСН и маневренность самой ракеты.



      Тот факт, что Р-73 является лучшей ракетой ближнего боя, признается экспертами всего мира. Стандарт де-факто для ракет этого класса - американский "Сайдвиндер" даже последних модификаций уступает по дальности и углу захвата ГСН - в полтора раза. Можно спорить о лучшей или худшей помехозащищенности ГСН той или другой ракеты, но для того, чтобы в ближнем бою использовать ее преимущества - необходимо превзойти противника в маневре. Давайте сравним маневренные возможности истребителей.



      В то время как маневренность в вертикальной плоскости у этих истребителей вполне сопоставима, горизонтальная маневренность гораздо лучше у МиГ-29 и Mirage-2000, а ограничение максимальной перегрузки F-18 до 7.5 единиц еще больше подчеркивает слабость американских машин. И скоростные показатели на большой высоте (порядка 10-11 тыс. метров) тоже не в их пользу. А тяговооруженность МиГ-29 практически легендарна (см. таблицу). Его преимущество в ближнем воздушном бою до сих пор остается неоспоримым - доставшаяся НАТО в наследство от ГДР эскадрилья истребителей МиГ-29 регулярно встречается в учебных воздушных боях с истребителями американских ВВС и подавляющее количество поединков заканчивается плачевно как для "боевых соколов", так и для "шмелей". В немалой степени этот результат - заслуга нашлемной системы целеуказания МиГ-29, аналоги которой появились на Западе лишь спустя 15 лет.

      Учитывая, что сравниваемые истребители принадлежат к 4 поколению, предполагающему их многофункциональность, посмотрим на их возможности при атаке наземных целей.



      Тут все очевидно - возможности МиГ-29 по борьбе с наземными целями - минимальны по сравнению с конкурентами. Добавить к этому можно лишь, что его система управления оружием также слабо приспособлена для выполнения этой задачи и полное отсутствие управляемого оружия класса "воздух-земля". Объсняется это, видимо, его узкой специализацией. Mirage-2000C первых выпусков также не приспособлены для примения ракет "воздух-земля" и управляемых авиабомб.
      F-16 представляет собой неплохое сочетание ударных и истребительных возможностей, легко модернизируется. Сравнительно дешевый и самый массовый истребитель из участвующих в сравнении.
      F-18 не менее удачный самолет, в котором все же отдано предпочтение ударным возможностям. Тем не менее, в воздушном бою на средней дальности он - один из лучших легких истребителей.
      МиГ-29 - лучший истребитель в ближнем бою и не очень уступает своим конкурентам на средней дальности, но практически не приспособлен для борьбы с наземными целями, имеет минимальный радиус действия и значительную эксплуатационную стоимость (межремонтный ресурс двигателей РД-33 в 4-5 раз меньше, чем у конкурентов).
      Мirage-2000 - высокоманевренная машина, которая может бороться на равных с любым из сравниваемых истребителей. но может поражать и наземные цели высокоточными управляемыми бомбами с лазерным наведением.