Бросается в глаза сходство размеров F-18 и МиГ-29.
Кроме того, и тот, и другой самолет длиннее, чем F-16 и Mirage-2000, и шире, но это вызвано двухдвигательной конструкцией.
Зато одинарные кили F-16 и Mirage-2000 пришлось сделать выше, чем парные кили F-18 и МиГ-29.
А вот по площади крыла "треуголка" Миража практически в полтора раза больше, чем
крыло переменной стреловидности F-16.
Хорошо заметна зависимость - чем больше максимальный взлетный вес истребителя -
тем большую нагрузку он способен нести. Единственный выбивающийся из этого ряда самолет
- наша гордость - МиГ-29 :-(((.
Полностью оправдывается ставшее расхожим выражение о МиГ-29 как
"истребителе завоевания превосходства в воздухе над своим аэродромом".
Кажущееся преимущество американских самолетов по боекомплекту становится не таким очевидным с учетом темпов его расходования.
Недостаток 20-мм "Вулкана" - не только в меньшей эффективности снаряда по сравнению с 30-мм, что несколько компенсируется их количеством,
но и в необходимости раскрутки блока стволов перед стрельбой, что требует времени, которое в "догфайте" очень и очень дорого.
Интересны несколько фактов по ракетам "воздух-воздух". Несмотря на серийное производство МиГ-29
с 1982 года, УР средней дальности Р-27Р была принята на вооружение лишь в 1987 году.
В том же 1987 году появилась и S.530D для Mirage-2000.
До этого ему приходилось довольствоваться ракетами S.530F со значительно меньшей дальности.
То же можно сказать и о МиГ-29. Скорее всего, первые 5 лет они эксплуатировались с
ракетами средней дальности Р-24Р (1981г.).
По ракетам ближнего боя - похожая история: Р-73 приняты на вооружение лишь в 1985,
а до этого самолеты вооружались Р-60М (1976г.).
Примечания:
Все ракеты средней дальности имели в то время радиолокационное полуактивное наведение.
Максимальная дальность пуска зависит от скорости, ракурса и высоты атакуемой цели.
Маршевая скорость зависит от высоты полета и взаиморасположения самолетов по высоте.
Ракетное вооружение средней дальности выглядит практически
одинаковым, учитывая тот факт, что 80 км дальность пуска Р-27Р, как впрочем и 100 км
- AIM-7 Sparrow практически недостижима из-за недостаточной мощности БРЛС легких истребителей.
Возможности БРЛС практически одинаковы. Исключением являются американские самолеты -
у них уже закладывались основы для применения ракет AMRAAM с радиолокационным активным наведением,
поэтому БРЛС APG-65 и APG-68 имеют возможность одновременной атаки нескольких целей.
Ограничивая дальность пуска ракет средней дальности по цели типа "истребитель"
до 40-45 км, БРЛС легких истребителей фактически уравнивают их шансы в дальнем воздушном бою.
В ближнем бою для ракет кроме дальности и маршевой скорости становятся
существенны углы захвата ГСН и маневренность самой ракеты.
Тот факт, что Р-73 является лучшей ракетой ближнего боя,
признается экспертами всего мира. Стандарт де-факто для ракет этого класса - американский
"Сайдвиндер" даже последних модификаций уступает по дальности и углу захвата ГСН - в полтора раза.
Можно спорить о лучшей или худшей помехозащищенности ГСН той или другой ракеты,
но для того, чтобы в ближнем бою использовать ее преимущества - необходимо превзойти
противника в маневре. Давайте сравним маневренные возможности истребителей.
В то время как маневренность в вертикальной плоскости
у этих истребителей вполне сопоставима, горизонтальная маневренность гораздо лучше у МиГ-29 и Mirage-2000,
а ограничение максимальной перегрузки F-18 до 7.5 единиц еще больше подчеркивает
слабость американских машин. И скоростные показатели на большой высоте (порядка 10-11 тыс. метров)
тоже не в их пользу. А тяговооруженность МиГ-29 практически легендарна (см. таблицу).
Его преимущество в ближнем воздушном бою до сих пор остается неоспоримым - доставшаяся НАТО
в наследство от ГДР эскадрилья истребителей МиГ-29 регулярно встречается в учебных воздушных
боях с истребителями американских ВВС и подавляющее количество поединков заканчивается плачевно
как для "боевых соколов", так и для "шмелей". В немалой степени этот результат - заслуга
нашлемной системы целеуказания МиГ-29, аналоги которой появились на Западе лишь спустя 15 лет.
Учитывая, что сравниваемые истребители принадлежат к 4 поколению,
предполагающему их многофункциональность, посмотрим на их возможности при атаке наземных целей.
Тут все очевидно - возможности МиГ-29 по борьбе с наземными целями -
минимальны по сравнению с конкурентами. Добавить к этому можно лишь, что его система управления
оружием также слабо приспособлена для выполнения этой задачи и полное отсутствие управляемого оружия
класса "воздух-земля". Объсняется это, видимо, его узкой специализацией. Mirage-2000C
первых выпусков также не приспособлены для примения ракет "воздух-земля" и управляемых авиабомб.
F-16 представляет собой неплохое сочетание ударных и
истребительных возможностей, легко модернизируется. Сравнительно дешевый и
самый массовый истребитель из участвующих в сравнении.
F-18 не менее удачный самолет, в котором все же
отдано предпочтение ударным возможностям. Тем не менее, в воздушном бою
на средней дальности он - один из лучших легких истребителей.
МиГ-29 - лучший истребитель в ближнем бою и
не очень уступает своим конкурентам на средней дальности, но практически не
приспособлен для борьбы с наземными целями, имеет минимальный радиус действия
и значительную эксплуатационную стоимость (межремонтный ресурс двигателей РД-33 в 4-5 раз меньше, чем у конкурентов).
Мirage-2000 - высокоманевренная машина,
которая может бороться на равных с любым из сравниваемых истребителей.
но может поражать и наземные цели высокоточными управляемыми бомбами с
лазерным наведением.