Долгое время на вооружении советских авианосцах были лишь самолеты вертикального взлета и посадки Як-38 и его модификации. Этот неплохой для своего класса самолет не мог соперничать с «обычными» самолетами, стартующими с авианосцев с помощью паровой катапульты. Например, американским истребителем-бомбардировщиком F-14 «Томкэт». Чтобы преодолеть отставание в этой области, начиная с 1989 года на новом советском авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» получили постоянную «прописку» создававшиеся первоначально как чисто «сухопутные» истребители МиГ-29, Су-27, а потом и штурмовик Су-25.
Су-33 - это корабельный истребитель. Создан в 1987 году на базе истребителя Су-27. Также известен, как Т-10К и Су-27К. Предназначен для обороны кораблей ВМФ от средств воздушного нападения противника.
1 ноября 1989 года первым посадил на палубу крейсера Су-27К шеф-пилот ОКБ имени П.О. Сухого Виктор Пугачев. Тот самый летчик, который открыл миру новую фигуру высшего пилотажа, названную впоследствии его именем, — «кобру Пугачева». Следом за ним посадил на палубу свой МиГ-29 Т.Аубакиров. Взлетели они в обратном порядке. А всего к 1991 году одиннадцать летчиков из ОКБ имени Сухого и Микояна, Летно-исследовательского института, военные испытатели совершили около 90 взлетов и посадок. В короткие сроки они отработали непростую технику пилотирования истребителей при взлете после всего лишь 105 м разбега и посадки на 220 м. Условия — жесточайшие. При посадке, например, надо подойти к корме крейсера (она возвышается над уровнем моря на 16 м) с превышением строго в 6 м 40 см и выдерживать при этом 11-градусный угол атаки на 4-х градусной глиссаде снижения. Это необходимо для зацепления хвостового крюка самолета за третий трос (всего их для страховки четыре) тормозящего механизма. А помогает летчику точно зайти на посадку радиоэлектронная и оптическая системы. При правильном заходе летчик видит только лучи зеленого цвета, в противном случае — желтого и красного.
С 1989 года машина находится в серийном производстве. Первый полёт опытного Т-10К состоялся 17 августа 1987 г., а 1 ноября 1989 г. Су-27К впервые в России осуществил посадку по-самолётному на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и взлёт с палубы с использованием трамплина. В 1992 г. на заводе в Комсомольске-на-Амуре начато серийное производство Су-33.
Этот самолёт родился благодаря тесному и плодотворному сотрудничеству учёных, конструкторов, авиастроителей, лётчиков-испытателей «ОКБ Сухого» и морских лётчиков. Непосредственное руководство всеми этапами создания истребителя осуществлялось генеральным конструктором «ОКБ Сухого» Михаилом Симоновым, главным конструктором самолёта Константином Марбашевым и генеральным директором Комсомольского-на-Амуре авиастроительного завода Виктором Меркуловым.
Истребитель Су-33 оборудован современным пилотажно-навигационным комплексом, обеспечивающим эффективное решение задач уничтожения средств воздушного нападения противника (самолётов, вертолётов и противокорабельных ракет).
Су-33, кроме того, способен обеспечивать боевые действия других видов авиации ВМФ: корабельной, морской ракетоносной, противолодочной, радиолокационного дозора и так далее. Он также может уничтожать противолодочные самолёты противника в районах развёртывания боевых действий подводных лодок, самолёты-разведчики и самолёты дальнего радиолокационного обнаружения, крылатые ракеты, беспилотные летательные аппараты палубного и берегового базирования; вести воздушную техническую разведку и осуществлять постановку морских мин.
Су-33 в борьбе за господство в воздухе значительно опережает и Су-27, и МиГ-29, и американские «Томкэты» (F-14), и «Хорнеты» (F/A-18).
Су-33 хорош, также, в плане преодоления отставания в боевой мощи наших лёгких авианосцев, тем, что может быть усовершенствован: его возможно модернизировать и как носитель современных противокорабельных ракет. То есть в перспективе можно иметь универсальный истребитель-бомбардировщик, не уступающий по возможностям Су-30МК.
По предварительной оценке учёных и конструкторов «ОКБ имени Сухого», Су-33 может быть модернизирован и для решения задач разведки и выдачи целеуказания системам корабельного и авиационного оружия ОС РЗС ВМФ.
26 Су-33 базируются на ТАКр «Кузнецов».
В отличие от базового Су-27, новая машина имеет складывающиеся консоли крыльев и стабилизаторы (стабилизаторы пришлось сделать складывающимися из-за требования возможности расположения Су-27К не меньше, чем МиГ-29К), дополнительное переднее оперение, усиленное шасси, выпускающийся тормозной гак в хвостовой части.
Машина выполнене по схеме «интегральный триплан» с ПГО, установленным на наплыве крыла. Введена система дозаправки в воздухе с установленной слева перед кабиной выпускаемой топливоприёмной штангой.
Усовершенствовано также бортовое электронное оборудование.
В технологию производства и саму конструкцию самолета внесены изменения, обеспечивающие ему устойчивость к разрушительному воздействию влажной, насыщенной йодом и солью окружающей среды.
Вооружение составляет более десяти типов управляемых и неуправляемых ракет ближнего и среднего радиуса действия, имеющих самые современные режимы самонаведения, включая сверхзвуковую противокорабельную УР «Москит» большой дальности (размещена на подфюзеляжном узле на специальном поддоне).
Су-33 - самый мощный и дальнобойный в мире истребитель корабельного базирования. Его тактический радиус - более 1000 км; бомбовая нагрузка - 6.5 тонны. На удалении 250 километров от своего авианосца он способен барражировать в заданной зоне, выполняя задачи ПВО и ПРО свыше двух с половиной часов.
Фотогалерея Су-33
Су-33, ведомый Виктором Пугачёвым на МАКС-97
JPEG 401x269 31K JPEG 447x271 37K