Авиабаза =KRoN=
 

Основные разделы

АвиаТОП

Фронтовой истребитель, ОКБ А.И.Микояна

МиГ-15

Не могу открыть таблицу /spec.tbl - No such file or directory

Модификации МиГ-15

  • МиГ-15 - исходный серийный истребитель с двигателем РД-45Ф.
  • МиГ-15ПБ - первоначальное обозначение варианта с двумя крыльевыми ПТБ.
  • УТИ МиГ-15 - двухместный учебно-тренировочный вариант (1949 г.).
  • УТИ МиГ-15П (СТ-7) - учебно-тренировочный самолет с РЛС РП-1 «Изумруд» (1952 г.).
  • МиГ-15Сбис (СД-УПБ) - истребитель сопровождения с двумя ПТБ по 600 л.
  • МиГ-15Рбис - фоторазведчик с двумя ПТБ.
  • МиГ-15бис (СДК-5) - беспилотный самолет-мишень (в этот вариант модифицировались пилотируемые варианты с выработанным ресурсом). Кроме серийных самолетов было создано большое число опытных вариантов, не пошедших в серию, а также чисто экспериментальных модификаций: МиГ-15У (СУ) - с ограниченно подвижной пушечной установкой В-1-25-Ш-3.
  • И-320 (Р-1/Р-2/Р-3) - двухместный двухдвигательный всепогодный перехватчик.
  • МиГ-15бис (СЕ, ЛЛ) с увеличенным килем и элеронами и усиленным крылом.
  • МиГ-15Пбис (СП-1) - всепогодный перехватчик с РЛС «Торий».
  • МиГ-15Пбис (СП-5) для испытаний РЛС РП-1 «Изумруд-1».
  • МиГ-15бис «Бурлаки» - истребитель сопровождения с системой буксировки за бомбардировщиком Ту-4.
  • МиГ-15бис (СД-21) - с НАР С-21 класса воздух - земля калибром 210 мм.
  • МиГ-15бис (СД-57) - для испытаний НАР АРС-57 калибром 57 мм.
  • МиГ-15бис (ИШ) - истребитель-штурмовик.
  • МиГ-15бис с системой дозаправки топливом в воздухе.
  • МиГ-15бис (СДК-5с, СДК-7) беспилотные самолеты-снаряды с системой самонаведения для отработки ракеты КС-1.
  • МиГ-15СДК (самолет-дублер «Кометы») - пилотируемый имитатор ПКР «Комета», созданный в целях экономии средств на реальных пусках.
1

Опытные и экспериментальные машины

С принятием на вооружение советских ВВС истребителя МиГ-15 в 1949 году была фактически принята концепция стандартного самолета, способного решать широкий круг задач. Для этого требовалось создать не только массовую машину с высокими характеристиками - был нужен большой резерв модернизации. КБ Микояна пыталось решить эту проблему, создав большое количество специализированных модификаций. Опыт доработки самолета был накоплен на прототипе И-310, который неоднократно видоизменялся, а реальная эксплуатация дала основное направление для работы. Так недостаток маневренных качеств пытались компенсировать установкой вооружения - двух тридцатимиллиметровых пушек - на наклоняющихся лафетах. Этот вариант получил название МиГ-15У(СУ). Теперь, имея преимущество над американским Сейбром в высоте, его можно было атаковать, применив неожиданный маневр, требовавший минимум времени. Упрощалась и «работа» по земле. Hо отсутствие хорошего прицела с вычислителем заставило на время отказаться от этой идеи - она была реализована лишь на самолетах третьего поколения в подвесных пушечных установках. Да и перспектива появления управляемых ракет делала, казалось бы, ненужными подвижные пушки.

Самолеты МиГ-15 конечно же сыграли огромную роль в развитии мировой авиации. Hо с его уходом сошла со сцены и концепция строительства тактической авиации на базе одного самолета.

Вооружение

Включает три пушки, расположенные в носовой части фюзеляжа. Вначале были установлены одна пушка Н-37Д (37 мм, 40 патронов, 400 выстр./мин, расположена справа) и две НС-23КМ (23 мм, 2Х80 патронов, 600 выстр./мин, слева). С 1950 г. вместо пушек НС-23КМ стали устанавливаться пушки НР-23КМ, отличавшиеся в полтора раза большей скорострельностью (800-900 выстр./мин). УТИ МиГ-15 имеет упрощенное стрелковое вооружение, включавшее вначале один пулемет УБК-Э (12,7 мм, 150 патронов, 800-1000 выстр./мин) и одну пушку НР-23 (80 патронов), а затем - лишь один пулемет УБК-Э. На двух подкрыльевых пилонах вместо ПТБ возможна подвеска бомб калибром 100 и 50 кг.

Оборудование

На первых МиГ-15 установлены гироскопический автоматический стрелковый прицел АСП-1Н с оптическим дальномером, на МиГ-15бис - прицел АСП-ЗН, обеспечивающие дальность прицельной стрельбы от 180 до 800 м при размерах цели от 10 до 35 м (АСП-1Н) или от 7 до 45 м (АСП-ЗН). На всех модификациях самолета используется фотопулемет С-13, установленный вверху носовой части фюзеляжа. На МиГ-15, кроме того имеется фотоаппарат АФА-ИМ.

Пилотажно-навигационное оборудование на МиГ-15бис включало электродистанционный гиромагнитный компас ДГМК-З, комбинированный указатель скорости КУС-1200, вариометр ВАР-75, высотомер ВД-15, указатель числа М типа М-46, комбинированный авиагоризонт АГК-47, радиополукомпас с отметчиком РПКО-10М. Вместо РПКО-10 на части самолетов МиГ-15бис используется оборудование для слепой посадки ОСП-48, установленное впервые на советском истребителе и включающее автоматический радиокомпас АРК-5 «Амур», радиовысотомер малых высот РВ-2 «Кристалл» и маркерный радиоприемник МРП-48 «Хризантема». Система ОСП-48 была установлена также на МиГ-15УТИ в модификации СТ-2, где она размещалась в носовом отсеке вместо пушки НР-23 и использовалась для обучения летчиков посадке по приборам. МиГ-15бис оснащен также радиолокационным ответчиком «Барий М» системы опознавания госпринадлежности.

МиГ-15 оборудован приемно-передающей КВ радиостанцией РСИ-6К, которая на более поздних МиГ-15бис заменена станцией РСИУ-3 «Клен». С 1952 г. в кабине МиГ-15бис устанавливался перископ заднего обзора ТС-25 или ТС-27. На МиГ-15Сбис вооружение включало лишь одну пушку НР-23, вместо двух других пушек был установлен фотоаппарат АФАБ-40.

Состояние

Снят с вооружения в России и большинстве стран-импортеров. Большое число МиГ-15.

находится в музеях мира и в частном владении, многие из них поддерживаются в полетопригодном состоянии.

Дополнительные сведения

  • МиГ-15 - первый советский массовый реактивный истребитель. Его проектирование
  • началось в 1946 г., первый опытный образец И-310 (С-01) совершил первый полет 30 декабря 1947 г. Первый серийный самолет впервые поднялся в воздух 30 декабря 1948 г., первые самолеты поступили в части зимой 1948 - 1949 гг., и первые строевые подразделения были сформированы в 1949 г. Постройка самолета осуществлялась на восьми российских заводах. На первом опытном самолете С-01 установлен закупленный в Великобритании двигатель РоллсРойс «Нин»1 (21,9 кН, 2230 кгс), на опытных самолетах С-02 и С-03 - двигатель Роллс-Ройс «Нин»II (22,3 кН, 2270 кгс). На серийных МиГ-15 установлен ТРД РД-45Ф, представляющий собой копию двигателя «Нин» II.
  • МиГ-15бис (СД) - усовершенствованный серийный вариант, отличающийся установкой
  • двигателя ВК-1 вместо РД-45Ф, пушек НР-23 вместо НС-23, несколько измененной конструкцией планера и улучшенным оборудованием. Первый полет опытного образца состоялся в сентябре 1949 г., серийное производство началось в 1950 г. В СССР было построено 11 073 самолета МиГ-15. Они широко экспортировались в страны Варшавского Договора, Китай, КНДР и другие развивающиеся страны, в частности в страны Ближнего Востока (Египет, Сирию). Производство одноместных вариантов МиГ-15 по лицензии было организовано в Чехословакии фирмой Аэро под обозначением S102/S103 (1473 самолета) и в Польше под обозначением Lim-1/Lim-2 (примерно 1000 самолетов), двухместного варианта - в Чехословакии под обозначением CS102 (2012 самолетов). Таким образом, во всех странах-производителях всего было построено около 15560 самолетов МиГ-15.

Источники

  • АвиО, N3, 1996, стр.26 «МиГ-15 - варианты».
  • В.Ильин, М.Левин. «Истребители».

Информацию присылали

  • Andrey Platonov.
  • Дмитрий Усцов.

Copyright © Balancer 1997 — 2021
Создано 17.10.2021
Связь с владельцами и администрацией сайта: anonisimov@gmail.com, rwasp1957@yandex.ru и admin@balancer.ru.