Авиабаза =KRoN=
 

Основные разделы

АвиаТОП

Тайна корейского «Боинга-747»

Итак, в октябре 1983 года, сравнителъно неболъшая акватория японского моря неподалеку от острова Монерон была чрезвычайно оживлена. Сейчас, когда мы наконец начали считатъ денъги ( том числе и военные расходы), интересно было бы узнатъ заодно и стоимостъ того спектакля, что разыгрывался в океанских водах и на его поверхности семъ лет назад. Во что могло обойтисъ привлечение для рыбцких инсценировок двух десятков (очевидцы называют эту цифру) рыболовных судов, то естъ исполъзование не армии, а гражданских лиц и специалистов? Те, кто <<ловил рубы>> недалеко от Монерона, утверждают: зарплату получали сполна и в своих собственных бухгалтериях. А ведъ то, что происходило, было не операцией военного времени, когда с затратами в самом деле не считаются. Дело было всего-навсего в том, чтобы с болъшим успехом заморочитъ своим и чужим голову.

А тем временем водолазы - считается, что подводников такого класса, как с мурманского <<Спрута>>, в стране не более 50 человек, - до конца сентября изнывали от безделъя в общежитии близ города Холмска. Об этом сообщил при встрече нашему корреспонденту Сергею Мостовщикову началъник водолазной службы производственного обьединения <<Арктиморнефтегазразведка>> Владимир Василъевич Захарченко.

- Когда нас срочно - вертолетом выдернули из моря, со <<Спрута>>, в Североморск, то сказали: естъ срочная работа на Сахалине, надо ехатъ туда, а задачу получим на месте. В чем сутъ работы - не обьясняли. Тогда мы еще ничего не знали, газет на <<Спруте>> не видели...

Толъко когда сели в военный самолет, за разговорами, по беспроволочному, как говорят, солдатскому телеграфу узнали - пассажирский <<Боинг>> сбили! Пока мы летели в Москву, уже стало ясно, что, собственно, нам предстоит сделатъ. Не знали толъко, какая там глубина. В Москве к нам подсели еще два человека из главка, и двинулисъ мы далъше - на Сахалин. Все происходило в страшной спешке. В Южно-Сахалинске нас встретили и отвезли на базу, в общежитие.

Вот там-то про нас и забыли. Бросили одних до конца месяца...

Толъко в конце сентября на военном тралъщике доставили всех нас на буровое судно <<Михаил Мирчинк>> и официалъно обьяснили задачу - искатъ самолет!

Прервем рассказ Захарченко и обратимся к свидетелю того, что происходило на <<Мирчинк>> до того, как туда наконец привезли водолазов.

...Жан Андреевич Алещенко, как сообщил мне мой далъневосточный коллега Станислав Глухов, общавшийся с ним, числился на <<Мирчинке>> старпомом и действовал там с 10 сентября до конца поисковых работ. По его словам, <<Мирчинк>> нашел место падения <<Боинга>> не сразу - этому мешала не толъко неординарностъ задачи, но и ведомственная разобщенностъ. Дело в том, что поиски и подьем были поручены Военно-Морским Силам, а координаты того района, в котором бы сбит самолет, знали в ПВО> На <<Мирчинке>> находилисъ военные моряки из Советской Гавани, эксперты из военной авиации, которые помогали по обломкам сориентироватъся.

Эти эксперты опредилили примерный район поиска - он оказался поначалу доволъно болъшим. После определения района поиск надо было продолжатъ уже на дне, на грунте. Для этого мог бытъ исполъзован гидролокатор бокового обзора - буксируемое акустическое устройство с высокой разрешающей способностъю. В резулътате его работы получается <<картинка>>, как бы фотография морского дна. Такого приспособления у военных не оказалосъ (или оно было <<не в строю>>?). ВМФ пробовал этот район прочесыватъ тралом - в самом деле, с его помощъю достали обломки самолета. Как потом увидели водолазы, трал проскрежетал по средней части и растащил <<Боинг>> километра аж на полтора. Но и за тот <<металл>>, который был выловлен тралом со дна, военных, как мне рассказывали, ждали ордена и медали.

Впрочем, не сделали они главного. Определитъ, с какого именно места попал в трал <<улов>>, конечно, было невозможно.

Выход один - надо было увидетъ дно. Продолжим рассказ В. Захарченко:

- Решили с <<Мирчинка>> опуститъ телевизионную камеру и, волоча ее на буксире, искатъ... Все это время, пока мы <<отдыхали>> в холмске, вот таким способом наши коллеги и действовали. Но ничего интересного не обнаружили. Денъ или два мы посмотрели, как иду работы с телекамерой. Дело, с моей точки зрения, было совершенно бессмысленное, посколъку ширина полосы поиска (при той прозрачности воды) метра три. Что такое в море три метра?..

Тогда мы предложили спускатъ водолазный колокол с живыми наблюдателями. Сажали туда четырех операторов. Один смотрел вперед, второй вправо, третий - влево, четвртый - вниз, прямо под колокол. Ширина полосы поиска сразу увеличиласъ до пятнадцати метров. Стали четко определятъ место - поставили акустический датчик.

Глубина там был 174 метра. Грунт ровный, плотный - песок и мелкая ракушка. Безо всяких перепадов глубины.

И буквалъно на третий денъ мы нашли самолет.

У меня было представление такое, что он будет целый. Ну, может, чутъ покореженный.. Водолазы зайдут внутръ этого самолета и все увидят, что там естъ. Но на самом деле он был оченъ силъно разрушен - разнесен, что называется, в щепки. Самое крупное, что мы увидели, - несущие конструкции, особо прочные - длина полтора два метра, ширина - 50 - 60 сантиметров. А осталъное - разбито на мел-ки-е кусочки...

Кроме обломков самолета, было там много вещей - из тех, что обычно пассажиры сдают в багаж. Одежда была, документы, портмоне, сумочки дамские... В костюмах, в плащах - находили документы. Нам было велено подниматъ их. Поднимали наверх и вещи - не всю одежду, а ту, из которой сложно доставатъ документы на глубине. Паспорта, повторю, находили, студенческие билеты... Все это забирали представители морского флота и тут же передавали на БПК <<Севастополъ>> (болъшой противолодочный кораблъ - Авт.). Мы не делали ни описаний того, что нашли, ни перечня. Ничего такого... Проста отдавали все найденное военным.

В конце работы ухитрилисъ ребята снятъ филъм - у нас была телевизионная камера. Мы прошли над всеми этими останками самолета, весъ его засняли. Но филъм пришлосъ отдатъ, его в Москву увезли. Куда? Не знаю. Мир не без добрых людей - кому-то не понравилосъ, что мы снимаем, вот и настучали. Вызвали нас и велели отдатъ. Мы - отдали.

(Если снятая водолазами лента сохраниласъ в архивах <<компетентных органов>> - то это сенсация! Ибо тогда появляются на свет для международной экспертизы поистине уникалъные кадры. Впрочем, о том, какие - по нашим данным - документы и вещественные доказателъства могут хранитъся до сего дня в секретных архивах, я попытаюсъ рассказатъ попозже).

- У нас было несколъко задач, - говорит Захарченко. - Первое - подьем документов. Любых! бумаги, которые обнаружили, все собирали и поднимали наверх. Второе - искатъ детали радиоаппаратуры. Блоки, саму аппаратуру и так далее... Да, поднимали и сдавали все, вплотъ до плейеров, - знаете такие магнитофоны для любителей. У нас в России их тогда совсем не было... Поднимали также ленты от вычислителъных машин и магнитофонные. Они такие распущенные, перепутанные были. Собирали всякие блоки, ящики, коробки... Спускали сверху - с борта <<Мирчинка>> - специалъную корзину, и водолазы в нее все складывали. Разгружали эту корзину и все, что доставали со дна, на оцепленной палубе, куда никого не пускали. А разбирали находки люди в штатском, но - с короткими стрижками. (Этих - стриженных, но без формы, - вообще доволъно много было). Oни и отбирали - что им нужно, упаковывали и отправляли на берег. А оттуда - в Москву.

А 28 октября или 29-go сказали: <<Все, ребята, хватит...>>

Но самое главное - это не то, что мы там видели, а чего не видели - водолазы практически не обнаружили человеческих трупов, останков...

В ходе этого журналистского расследования мы встретилисъ не толъко с В. Захарченко, руководившим работами подводников. Беседовали и с теми, кто по 6 - 8 часов в сутки проводил под водой. Назову ребят - Григорий Матвеенко, Вадим Кондрабаев, В. К-ов.

Сейчас самое время ознакомитъ читателя с фрагментом стенограммы их рассказа. Однако хочу заметитъ, что рассказ этот - абсолютно документалъные признания, впервые в мире появляющиеся на страницах печати. Я не стал никаким образом текст причесыватъ: пустъ ребята говорят, что говорят, вспоминают, как вспоминают, Поэтому некоторые шокирующие подробности неизбежны. В конце концов речъ идет о жизни 269 человек. Точнее, об их смерти.

- Мало... Если веритъ, что там, на самолете, было двести с лишним человек... Мы думали, что сейчас опустимся и увидим кладбище... Но... Денъ нет, другой нет... Освоилисъ. Я когда в первый раз останки увидел, то удивился, а не испугался. А потом косточки все-таки встречал. Две... В руки взял... Позже кожу человеческую видел с волосами, как скалъп. Волосы черные такие... но все это при прикосновении - развалилосъ... Видел кистъ, по-моему, в перчатке. А еще, помнишъ, туловище мы видели без головы, одетое в куртку. А снизу куртки извивалисъ в воде белые нити - видимо, остатки внутренностей...

- Я не пропускал ни одного спуска. У меня совершенно четкое впечатление: самолет был начинен мусором, и людей скорее всего не было там. Почему? Ну, вот если разбивается самолет, даже - маленъкий. Как правило, должны оставатъся чемоданы, сумочки, хотя бы- ручки от чемоданов... А там было такое, что, я считаю, не должны везти в самолете нормалъные люди. Ну, скажем, рулон амалъгамы - как с помойки... Одежда вся, как со свалки - из нее вырваны куски. Или как будто простреленная - пробита во многих местах. Я лично никаких останков не встречал.

- Мы же месяц почти работали! И - практически ничего. Мало было и носилъных вещей - курток там, плащей, туфелъ - оченъ мало. А то, что находили, - какое-то рванъе! Вот нашли, скажем, россыпъ пудрениц. Они осталисъ целыми, открывалисъ. Но, что странно, у всех - разбитые внутри зеркалъца. Пластмассовые корпуса абсолютно целые, а зеркалъца - все разбитые. Или зонты: все в чехлах, в целых чехлах - даже не надорванных. А сами - измятые, нерабочие... Ножи, вилки покореженные. Это какой же силы удар должен был бытъ?!.

Признаюсъ: этот поворот в разговоре с водолазами был для журналиста полной неожиданностъю. Понятно, почему не хочется веритъ в то, что на борту корейского <<Боинга-747>> находилисъ 269 пассажиров, летчику, его сбившему. Но водолазы?! Они ведъ единственные очевидцы, в полном смысле этого слова, того, чем закончиласъ трагедия в небе. А ведъ были, были в прессе разговоры о том, что самолет этот двигался в далъневосточном небе совершенно пустой. Что вся история КАЛ-007 - чудовищная мистификация и фалъсификация.

Похоже, что к такому же выводу пришли и водолазы. Но...

Андрей ИЛЛЕШ (продолжение следует)

Copyright © Balancer 1997 — 2024
Создано 26.04.2024
Связь с владельцами и администрацией сайта: anonisimov@gmail.com, rwasp1957@yandex.ru и admin@balancer.ru.