Авиабаза =KRoN=
 

Основные разделы

АвиаТОП

истребитель

Ла-5

Ла-5 с М-71, Ла-5 улучшенный

К.Косминков

"Ас", 1991, март-апрель, N2, стр.38-41

#format Борьба за улучшение летных данных истребителей приобрела в период второй мировой войны очень важное значение и была чрезвычайно напряженной. Во всех воевавших странах проводилась усиленная работа, связанная с проектированием и внедрением в производство как новых типов самолетов, так и модификаций, находящихся на вооружении серийных машин. Внедрение в серию нового типа самолета связано с частичным переоборудованием производства и неизбежной потерей времени, необходимого для освоения новой машины в серии. Поэтому в военное время, когда темп выпуска готовой продукции имел решающее значение в деле снабжения ВВС, как в Советском Союзе, так и в других воевавших странах, одним из основных способов повышения боеспособности самолетов и, в частности, улучшения их летных данных, стала модификация серийных самолетов, не требующая больших конструктивных переделок и изменения процесса производства.

В 1943 г. в Советском Союзе велись большие работы по совершенствованию истребителя Ла-5, который выпускался серийно с 1942 г. В марте 1943 г. на испытания вышел опытный образец этого самолета с более мощным мотором (М-82ФH мощностью на взлете 1850 л.с.), облегченной конструкцией и улучшенной аэродинамикой. По сравнению с Ла-5 он показал значительное превосходство в летных данных и был запущен в серийное производство. Правда, на серийных Ла-5ФH (так стали называть новый истребитель) не удалось осуществить все мероприятия по облегчению конс- трукции, но, тем не менее, этот самолет в летных боях на Курской дуге продемонстрировал высокую боеспособность.

Определенные надежды в плане существенного улучшения летных данных Ла-5 конструкторы связывали с новым мощным мотором воздушного охлаждения М-71, созданным в ОКБ А.Д. Швецова. Под этот мотор, почти параллельно с Ла-5ФH, был разработан новый вариант истребителя Ла-5, который вышел на летные испытания 28 апреля 1943 г. Hа этом Ла-5 устанавливался уже форсированный вариант мотора - М-71Ф мощностью 220 л.с. на взлете. По сравнению с Ла-5 новый истребитель имел другой капот большого миделя, измененную систему выхлопа, новый всасывающий патрубок. Маслорадиатор сместили назад. Размеры полностью повторяли Ла-5, только длина самолета из-за изменившегося капота вместо 8,67 м стала 8,31 м. Вес Ла-5 с М-71Ф из-за более тяжелого мотора увеличился и достиг 3526 кг.

Hа первом этапе испытаний, продолжавшемся до 4 июня 1943 г., самолет не показал ожидаемых данных, хотя по скорости он существенно превзошел Ла-5ФH. Скороподъемность его не измерялась. Hекоторое время испытания еще продолжались, а затем Ла-5 с М-71 был отправлен в ЦАГИ, где проводились его испытания в натурной аэродинамической трубе Т-101. Выявилось, что из-за недостаточно качественного производственного изготовления (в первую очередь капота) аэродинамическое сопротивление самолета оказалось существенно большим, чем расчитывали. Аэродинамики ЦАГИ пришли к заключению, что после проведения соответствующих улучшений самолет может показать скорость 720 км/час. Однако дальнейшего развития этот перспективный вариант Ла-5 все же не получил, поскольку мотор М-71 так и не был запущен в серию.

В 1943 г. в ЦАГИ были продолжены исследования по дальнейшему совершенствованию самолета Ла-5. Hа основании большого объема испытаний в аэродинамических трубах удалось определить комплекс мероприятий по улучшению его аэродинамики. К таким мероприятиям, в частности, относились: полная герметизация капота мотора, перекомпоновка центропланной части крыла, изменения в системах маслоохлаждения и выхлопа и так далее. Все эти изменения составили систему рекомендаций ЦАГИ по второму туру улучшений самолета Ла-5 (рекомендации первого тура улучшений в основном были реализованы при создании Ла-5ФH). Чтобы проверить в условиях реального полета эффективность предлагаемых рекомендаций, в ЦАГИ модифицировали серийный самолет Ла-5ФH N39210206. Этот самолет проходил испытания в ЛИИ с 16 декабря 1943 г. по 10 февраля 1944 г. Летал летчик-испытатель В.И. Адамович. В ходе испытаний полностью подтвердилась действенность предлагаемых ЦАГИ улучшений: при таком же моторе, как у Ла-5ФH новый истребитель показал скорость на 34 км/час больше (684 км/час на высоте 6150 м). По скоростным качествам Ла-5 N39210206 не сильно отличался от варианта Ла-5 с гораздо более мощным мотором М-71Ф.

Все рекомендации ЦАГИ были учтены КБ С.А. Лавочкина при создании нового истребителя Ла-7. По существу, Ла-5 N39210206 являлся аэродинамическим прототипом будущего Ла-7 и внешне отличался только расположением всасывающего патрубка. Таким образом, эта опытная машина послужила как бы отправной точкой при создании Ла-7 - самого совершенного истребителя КБ С.А.Лавочкина, выпускавшегося в период Второй мировой войны. #/format

Ссылки

Ла-5ФH с точки зрения люфтваффе
Осенью 1942г на одном из участков советско-германского фронта гитлеровские летчики впервые встретились с незнакомым истребителем противника. Он был оснащен двигателем воздушного охлаждения и внешне напоминал хорошо известный И-16, поэтому нацисты назвали его "Neue Rata" ("Hовая Крыса"). "Крыса" - название, присвоенное фашистами истребителю И-16 в ходе гражданской войны в Испании и получившее широкое хождение во многих странах. Вскоре, однако, выяснилось, что этот самолет лишь внешне похож на "ишак", но боевые качества имеет значительно более высокие. В двадцати восьми воздушных боях против летчиков 49 ИАП 1 ВА, где новые машины проходили войсковые испытания, немцы потеряли 16 своих самолетов. Так состоялось первое знакомство люфтваффе с истребителем Ла-5, созданным в КБ С.А.Лавочкина.
А.Котлобовский, В.Блащук журнал АэроХобби №1 1993. /13-я база/

Lavochkin La-5 and La-7 (Лавочкин Ла-5 и Ла-7)
В мае 1942г. серийное производство самолета ЛаГГ-3 было переведено на установку звездообразного двигателя Швецова М-82 как переходную стадию развития, и в результате самолет получил обозначение Лавочкин ЛаГГ-5. В течение нескольких недель он был вытеснен из производства самолетом Ла-5, у которого...
/Энциклопедия мировой авиации/

Ла-5
Истребитель Ла-5 был разработан КБ С.А.Лавочкина весной 1942 года. Этот самолет явился следствием проведенной модификации самолета ЛаГГ-3. При модификации этого самолета, конструкторы ориентировались на новый преспективный мотор воздушного охлаждения М-82 А.Д.Шевцова. Благодаря существенно большей его мощности в сравнении М-105П истребитель ЛаГГ-3 приобрел те качества, которых ему так недоставало: существенно возросла скорость и скороподъемность, улучшилось вертикальная маневренность. Этот самолет был запущен в серию под маркой Ла-5, и первые авиационные полки, имевшие на вооружении этот истребитель, появились на фронте уже осенью 1942 года под Сталинградом.
/Русские Крылья/

Истребитель Ла-5
Только немного ТТХ, но зато от завода.
/Авиастроительный завод "Сокол"/

Ла-5
Коллектив конструкторского бюро, возглавляемого С.А.Лавочкиным, в декабре 1941 года завершил модификацию строившегося серийно истребителя ЛаГГ-З под звездообразный двигатель АШ-82. Переделки были сравнительно небольшие, размеры и конструкция самолета сохранились, но из-за большего миделя нового двигателя на борта фюзеляжа надставили вторую, неработающую обшивку. Сделано это было для того, чтобы не приостанавливать массового выпуска самолетов. В дальнейшем фюзеляж был переделан. Усилено было и вооружение самолета. Вместо одной пушки на ЛаГГ-З, на его новом варианте, установили две 20-мм пушки ШВАК. Площадь крыла Ла-5...
/ВАС "Уголок неба"/

Особенности боя разных типов наших самолетов-истребителей с Ме-109.
Самолет Ла-5 до высоты 3500 м имеет скороподъемность, одинаковую с Ме-109Г, выше 3500 м преимущество в скороподъемности остается за Ме-109Г. Значит, для Ла-5 выгодно бой с Ме-109Г сводить на высоты ниже 3500 м. На больших высотах, как, впрочем, и на всех высотах, надо стараться начинать бой с превышением.
/WAR is OVER/

Помогали

  • Andrey Platonov; <Andrey.Platonov@p17.f9.n461.z2.fidonet.org>; RGFcode(1.5) AV7[8]:AS5r+a:F1.Zz:D:T~144:S++:M a++.s+|-.Bk8.hBk- k



Фотографии и схемы

Copyright © Balancer 1997 — 2019
Создано 19.04.2019
Связь с владельцами и администрацией сайта: anonisimov@gmail.com, rwasp1957@yandex.ru и admin@balancer.ru.