Авиабаза =KRoN=
 

Основные разделы

АвиаТОП

Су-33КУБ

Ссылки

Су-33

«Вестник Авиации и Космонавтики» №3/1999.
[ JPEG 1024x316 37K]

В 1989 году на международном авиасалоне в Париже произошло событие, оставившее след в истории военного авиастроения: впервые «широкой зарубежной общественности» был продемонстрирован истребитель завоевания господства в воздухе Су-27. Разумеется, западные специалисты и военные и раньше знали о существовании у Советского Союза этой машины, получившей натовскую «кличку» «флэнкер». Однако непосредственное знакомство с Су-27, без преувеличения, произвело на Западе эффект разорвавшейся бомбы. Ранее США были уверены, что опережают весь мир, в том числе и Советский Союз, в области проектирования и аэродинамики истребителей. Но маневренные возможности «Флэнкера», продемонстрированные в парижском небе, диаметр его радиолокационной антенны, наличие на борту оптико-локационного комплеса, уникальная устойчивость работы двигателя, состав вооружения свидетельствовали об обратном: Америка впервые увидела равного конкурента.

Программа ATF, приведшая к созданию истребителя пятого поколения F-22A «Рэптор», преследовала цель во что бы то ни стало вернуть США утерянные позиции в области аэродинамики. Как представлялась американцам, эту задачу удалось успешно решить, создав самолет, значительно превосходящий достижения всех существующих конкурентов.

«Вестник Авиации и Космонавтики» №3/1999.
[ JPEG 1024x633 63K]

Однако 29 апреля 1999 года произошло внешне малопримечательное событие - совершил первый полет первый опытный экземпляр нового корабельного учебно-боевого самолета Су-ЗЗКУБ. Казалось бы, вполне заурядный факт: новые модификации в семействе Су-27 появляются каждые два-три года. Однако создание этого самолета означало, что надежды США на возврат мирового лидерства в области аэродинамики и «истребителестроения» не оправдались. Су-ЗЗКУБ безусловно является новым важным этапом в развитии отечественной истребительной авиации. По сравнению с лучшим в аэродинамическом отношении современным серийным истребителем Су-27 аэродинамические характеристики новой машины резко продвинулись вперед. Аэродинамическое качество Су-ЗЗКУБ возросло более чем на 10%. Это достигнуто, в первую очередь, за счет применения «интеллектуального» адаптивного крыла с гибким носком. Элластичная обшивка носка, в которой отсутствуют ранее неизбежные щели, обеспечивает плавность формы и позволяет, в сочетании с отклонением флаперонов, постоянно оптимизировать профиль крыла в соответствии с конкретным полетным режимом, а также полностью устраняет перетекание воздуха с нижней поверхности на верхнюю.

Крыло Су-ЗЗКУБ имеет несколько больший размах, чем у Су-33. Соответственно, немного возросла и площадь крыла.

В результате внедрения аэродинамических навшеств самолет приобрел высочайшую топливную эффективность.

«Вестник Авиации и Космонавтики» №3/1999.
[ JPEG 468x500 30K]

Истребитель оснащен усовершенствованным вариантом - «морского» двигателя АЛ-31Ф, получившего систему управления вектором тяги. Цифровая система дистанционного управления теперь контролирует работу не только аэродинамических поверхностей - (ПГО, хвостового оперения, флаперонов, носка и закрылков), но и двигателей. При этом обеспечиваются минимальные потери на балансировку и увеличивается подъемная сила (в формировании которой теперь участвует не только крыло, но и горизонтальное оперение).

В перспективе возможен переход на новый, более совершенный тип двигателя. Произошел резкий (если не сказать - революционный) скачок и в уровне «интеллекта» самолета. Вычислительная среда и система обмена информации в полной мере соответствуют требованиям XXI века.

Для Су-ЗЗКУБ создан и уже проходит испытания уникальный отечественный цифровой процессор с быстродействием в десятки миллиардов операций в секунду. Применение новой архитектуры и современной элементной базы позволило, по сравнению с серийным Су-33, снизить в несколько раз массу БРЭО при увеличении возможностей бортового комплекса. Многоканальный информационный комплекс Су-ЗЗКУБ будет обеспечивать экипажу круговувую информацию о воздушной обстановке. Для истребителя создается полностью твердотельная бортовая радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой. Применение суперпроцессора обеспечило БРЛС чрезвычайно высокую разрешающую способность и позволило упростить конструкцию.

Однако работа радиолокационной станции на излучение для боевого самолета нового поколения должно сводится к минимуму, что обусловлено требованиями скрытности. Для получения информации о противнике на Су-ЗЗКУБ используются тепловизионный и низкоуровневый телевизионный каналы, дополненные лазерным дальномером.

Су-ЗЗКУБ будет оснащаться полностью автономной навигационной системой повышенной точности.

«Вестник Авиации и Космонавтики» №3/1999.
[ JPEG 1024x531 38K]

Экипаж самолета состоит из двух человек, кресла которых размещены бок-о-бок (как на Су-24 или Су-27ИБ). Это обеспечивает хорошее взаимодействие летчиков в полете, возможность их непосредственного контакта между собой. Кроме того, оптическая система захода на посадку на палубу авианосца (как у нас, так и у американцев) накладывает жесткие ограничения на положение глаз летчика при нахождении самолета на глиссаде. Однако при тандемном размещении экипажа пилот в задней кабине помещен несколько выше переднего летчика, что затрудняет использование оптической посадочной системы.

При создании Су-ЗЗКУБ огромное внимание было уделено отработке информационно-управляющего поля кабины экипажа. На новом самолете реализован принцип «темной кабины» - если система не отказывает, она ничем не должна напоминать о себе летчику. Сведено к минимуму и число управляющих органов. На Су-ЗЗКУБ экипаж не управляет собственно самолетом (как солдат не управляет работой механизма своего «Калашникова», а лишь выбирает цель и нажимает на спусковой крючок), он полностью нацелен на решение боевой задачи. Работа по рутинному «управлению» возложена на электронные «мозги» истребителя.

В настоящее время еще рано утверждать с полной определенностью, какое расположение ручки управления самолетом - центральное или боковое - лучше. Поэтому конструкторы предусмотрели возможность установки обеих РУС. Время покажет, какая из них окончательно «приживется».

На общей приборной доске в кабине экипажа будет размещено пять цветных индикаторов отечественного произврдства (один общий с размером экрана по диагонали 21 дюйм и четыре 15-ти дюймовывх). Использование разрабатываеиого в настоящее время нашлемного прицела-индикатора позволит полностью отказаться от применения индикатора на лобовом стекле.

Су-ЗЗКУБ становится первым отечественным истребителем, получившим бортовой генератор кислорода, обеспечивающий также выработку азота. Таким образом, удалось значительно уменьшить зависимость самолета от наземной (или корабельной) обеспечивающей инфраструктуры, уменьшить численность персонала, задействованного в обслуживании самолета.

Вообще, по сравнению с истребителями прешествующих типов, техническое обслуживание нового самолета заметно упростилось. Несмотря на то, что Су-ЗЗКУБ официально именуется учебно-боевым, это мощная многофункциональная машина, способная решать широкий круг боевых задач - от поражения воздушных целей (в том числе таких сверхсложных, как самолеты ДРЛО) до применения высокоточного оружия по кораблям и наземным объектам противника. Для поражения относительно «дешевых» целей (например, катеров) на борту сохранилась и 30-миллиметровая пушка.

Первый опытный самолет был построен на серийном заводе в Комсомольске-на-Амуре, однако его окончательная сборка и дооснащение осуществлялись в Москве, куда Су-ЗЗКУБ был доставлен в разобранном виде на борту «Антея». К началу июня опытная машина уже выполнила семь испытательных полетов (летали летчики-испытатели Виктор Пугачев, Сергей Мельников и Роман Кондратьев).

Бортовой комплекс самолета Су-ЗЗКУБ должен стать основой для создания ряда многоцелевых самолетов различного назначения. Машина может найти применение не только в морской авиации, но и Военно-Воздушных Силах: уникальные взлетно-посадочные характеристики позволяют ей базироваться на аэродромах с короткими взлетно-посадочными полосами, а наличие складного крыла - размещать во всех типах имеющихся в ВВС капониров.

Новый истребитель совершает в небе лишь свои первые шаги. Хочется надеяться, что в обозримом будущем он займет достойное место в боевом строю авиации России, по-прежнему сохраняющей статус великой авиационной державы.

#h НОВОЕ КРЫЛО ПАЛУБНОГО ИСТРЕБИТЕЛЯ СУ-27КУБ||Петр Бутовский, АКН

29 апреля в Жуковском летчики-испытатели Виктор Пугачев и Сергей Мельников совершили полет на первом прототипе Су-27КУБ (ожидается, что серийной модели будет присвоено название Су-33КУ), двухместном варианте палубного истребителя Су-27К (Су-33). В тот же день самолет был показан командованию российского ВМФ. Второй прототип уже строится. Оба заказаны российским министерством обороны, но ОКБ Сухого рассчитывает также на экспортный заказ Индии, которая пока еще не приняла окончательного решения ни по этим самолетам, ни по модернизации авианосца «Адмирал Горшков».

У Су-27КУБ места пилотов расположены «бок о бок», в отличие тандемной конфигурации, типичной для тренировочных самолетов Су-27УБ наземного базирования. Несмотря на внешнюю схожесть с ударным Су-27ИБ, который производится в Новосибирске, Су-27КУБ разрабатывается на основе Су-33 и строится в Комсомольске-на-Амуре. Носовая часть округлая, а не приплюснутая, как у Су-27ИБ, и, что важнее, у него система управления вооружением истребителя, а не штурмовика.

У ВМФ России 24 палубных истребителя Су-33. Отдельная авиагруппа под командованием полковника, Героя России Игоря Кожина сейчас базируется на береговом аэродроме Северного флота. «Адмирал Кузнецов» может насчитывать до 52 ЛА, включая 24 истребителя, а также иные палубные самолеты и вертолеты.

Возможно, основная часть палубных истребителей будут двухместными Су-33УБ. По существующей в России практике, общее число палубных самолетов должно обеспечить три авиасмены на корабль, что предусматривает общее производство 72 самолетов Су-33/Су-33УБ плюс возможные экспортные заказы.

Генеральный конструктор ОКБ Сухого подчеркивает учебные задачи нового самолета и избегает обсуждения боевых задач, которые он сможет выполнять. В официальном пресс-релизе «Сухого» самолет назван Су-27КУ, хотя из неофициальных источников известно, что реальное название - Су-27КУБ, «Корабельный Учебно-Боевой». Московское телевидение показало самолет во время его сборки на опытном заводе «ОКБ Сухого» со снятым носовым обтекателем и видимой щелевой антенной РЛС (у нынешнего радара N001 на Су-33 - антенна Кассегрейна). Видимо, у Су-27КУБ такой же многофункциональный радар N011, как и у истребителей Су-30MK и Су-35. Принимая во внимание более современное радарное оборудование, позволяющее осуществлять также задачи «воздух-поверхность», можно ожидать, что боевые задания станут приоритетными для Су-27КУБ. Вероятно, он станет базой для палубного самолета радиоэлектронной борьбы Су-27КПП и разведчика-целеуказателя Су-27КРЦ.

Гораздо интереснее, чем расположение кресел «бок о бок», другие изменения в планере Су-27КУБ, включая совершенно новое крыло, площадь которого на треть больше, чем у предыдущих моделей Су-27. Были также увеличены ПГО, горизонтальное оперение и рули направления. Большая поверхность крыла обеспечивает скорость захода на посадку 240 км/ч, что крайне важно для палубного самолета. Михаил Симонов сказал, что новое крыло, разработанное менеджером программы Константином Марбышевым, обладает прекрасными характеристиками и может быть использовано на других самолетах семейства Су-27. Новое крыло, названное его конструкторами «адаптивным», плавно адаптирует профиль (отклонение носков и закрылков) к условиям полета, позволяя увеличить дальность на 15-20% при том же запасе топлива.

Благодаря большей площади, крыло больше соответствует новым моделям Су-27, например, к ударному самолету Су-27ИБ со взлетным весом примерно в 45 тонн, что на 50% больше, чем у Су-27. У прототипа Су-27КУБ остались базовые двигатели АЛ-31Ф от Су-33, но ожидается, что на смену им придут АЛ-31ФП с поворотными соплами, которые позволят на 10-15% увеличить взлетный вес и улучшить маневренные возможности самолета.

Дополнительная информация

Кроме того, в конструкцию заложены принципы:

  • Сверхманевренность (читай: способность в ближнем маневренном бою из любого положения выйти на позицию для пуска ракеты, либо выполнить противозенитный маневр).
  • Технологичность в обслуживании (все обслуживание должно сводиться к заправке топливом/маслом/гидрожидкостью/воздухом плос подвеской боекосплекта. Время обслуживания - минимальное).
  • Если я все правильно понял, то новая стратегия заключается в придании самолету «неуязвимости». С помощью датчиков (облучения, тепловых и оптических, а может и иных) обнаруживаются источники угрозы, не только истребители противника, но и пущенные ими ракеты. Бортовая ЭВМ, обладающая «интеллектом», оценивает ситуацию и расчитывает противозенитный маневр автоматически. Либо (?!!) дает команду на пуск ракет малой дальности по ракете противника.

Что еще интересного? Рассказали о случае во время Северного похода «Кузнецова». Су-33 стартовал не на форсаже, а на максимале. Скорость на кромке трамплина была 108 км/ч. Самолет благополучно взлетел.

Другая история. Су-33 взлетает, летчик энергично тянет ручку. Самолет задирает нос и... зависает. Вертикальная скорость - на уровне метров в секунду. Угол атаки такой, что пора бы и сваливаться. Не свалился. Летчик растерялся и машина несколько секунд «стояла на хвосте». Эдакий непреднамеренный колокол.

Информацию присылали

  • Олег Пантелеев

Источники

  • Вестник Авиации и Космонавтики, №3/1999

Ссылки

Фото и видеогаллерея Су-33 (УБ), Brazd, 28.06.2001 21:25
Фото и видеоархив.

Copyright © Balancer 1997 — 2020
Создано 21.09.2020
Связь с владельцами и администрацией сайта: anonisimov@gmail.com, rwasp1957@yandex.ru и admin@balancer.ru.